Культура
Несколько нот о музыке - Braid & Brubeck
Braid & Brubeck
Вчера выбрался на концерт вот этих двух человечищ. Одного из них зовут Matt Brubeck, второго - David Braid. В народе этот дуэт называют MB & DB.
Вместе они собираются, на мой взгляд, крайне редко - пару раз в году, т.к оба живут активной гастрольной жизнью, сессиями записи, преподаванием в универах и композиторствованием. Кроме того, часто слушать такую музыку вредно для здоровья ибо... Но об этом позже. Сначала об исполнителях.
Matt Brubeck - композитор, исполнитель-импровизатор на виолончели. Получил степень мастера в Йельском Университете.
Matt долго прожил в Сан Франциско и выступал с такими исполнителями как Pamela Z, John Schott, Ralph Carney, Myles Boisen, и Scott Amendola. Он организовал Oranj Symphonette с которой выпустил пару дисков для Rykodisc. Выступал на многих ведущих джазовых фестивалях: Toronto, Montreal, New York, San Francisco, Monterey и др. Мэтт работал несколько лет, как композитор и виолончелист/басист с Club Foot Orchestra,записав несколько саундтреков для телевидения и кинематографа. Он также успешно выступал в поп/рок жанре. Среди тех, с кем он играл - Dixie Chicks, Sheryl Crow, Tom Waits, Sheryl Crow, Sarah McLachlan, Tracy Chapman, Jonathan Richman. В 1989-2003 году Мэтт играл так же в Berkeley Symphony Orchestra. Сейчас Мэтт живет около Торонто, где преподает виолончель и импровизацию, и возглавляет New Music Ensemble at York University. В Торонто Мэтт выступает практически со всеми лучшими музыкантами - David Mott, Anne Bourne, Kevin Breit, Jesse Stewart, Marilyn Lerner, David Buchbinder, и David Braid. И естественно он является сыном Дэйва Брубека, с которым иногда дает концерты с Лондонским Симфоническим Оркестром.
Второй участник - Дэвид Брэйд. Буду краток (про него надо писать отдельно): композитор, пианист, руководитель нескольких ансамблей. Неоднократно лучший клавишник, лучший композитор, автор лучшего диска. В этом году он проходит по 5 номинациям. Стараюсь ходить на все его выступления - соло, дуэты и трио. Это получается не так часто, как хотелось бы, так как в последнее время он много гастролирует за пределами Канады. У него классическая школа, полученная им от первого учителя музыки из России и из Торонтовского Университета.
Одна фраза о нем: "Если бы Билл Эванс был жив, я бы послал диск Брэйда ему" (Gene Lees, Los Angeles).
Это исполнители.
А теперь о выступлении.
Оно, выступление, широко не афишировалось и рассматривалось, как демонстрация нового материала. Зал небольшой, человек на 40 джазовый бар. Публики - строго по числу посадочных мест. Большинство среди публики - музыканты, музыкальные критики, преподаватели университета. Великолепная акустика, хорошо настроенный инструмент (Дэвид всегда сам настраивает инструмент перед своим выступлением).
Из стандартов сыграли только Windows (Chick Corea). Все остальное собственного сочинения. Что сказать... Можно ли сыграть Вивальди рэгтаймово? Что получится, если смешать клейзмер с китайской народной музыкой? Что выйдет, если сыграть барокко в роке? Музыка, начинающаяся спокойно, набирает драматизм и энергетику до уровня, чуть не раздирающего на части, а затем отпускает. К третьей вещи зрители забывают хлопать на особо удачных пассажах и аплодисменты начинаются секунд через пять, как стихает последний аккорд. Брубек работает с виолончелью виртуозно. Не знаю, с кем сравнить. Чем-то напоминает игру Понти, только диапазон шире. Виолончель звучит, то как гитара, то как скрипка, то как бас. Играет, то смычком, то перебором, то ударом, на паузах играет... Трудно найти примеры его игры. Хотя он очень много запмсывался, но попробуй вычленить виолончель/бас из оркестра/ансамбля, но для вас - я нашел небольшой примерчик виртуозной игры.
Жалко одно. Теперь в следующий раз они собирутся вместе не раньше осени...
Геннадий Вайсберг, наш человек в Торонто
10.03.2006, 05:32