Культура
Выставка московских художников "Без названия"
С 13 по 25 мая в Московском выставочном зале в Галерее Аз можно увидеть выставку произведений московских художников "Без названия".
Объединенная неназванностью, экспозиция выставки превращается в анонимность. |
---|
Галерея А3, в рамках ежегодной сессии московских художников продолжает исследовать личный феномен художника, его уникальность и способность генерировать новые художественные идеи. Четвертая выставка сессий называется "БЕЗ НАЗВАНИЯ". На ней представлены работы девятнадцати известных московских художников.
В поисках философии имени
Концепция выставки "Без названия" предлагает рассматривать ее содержание в абсолютной вариативности точек зрения, не задавая оценочную систему координат и лишая ее нарративности, то есть литературной основы. Отказываясь "назвать" произведение, проименовать его, означает, что в его жизни еще предстоит возможность приобрести свое собственное имя и обозначить свой смысл в истории искусства. Не только само произведение, но и многие классические художественные движения начинали свой путь безымянными и получали свои "имена" в исторической реальности, в процессе своего общественного существования. Негативное определение, ставшее впоследствии единственным обозначением одного из самых мощных движений нового времени – импрессионизм – сегодня закрепилось во всех энциклопедиях и музейных коллекциях. То же самое произошло и с радикальной художественной стратегией, вышедшей из пластического языка Поля Сезанна – оно получило наименование кубизм, как соотнесенное в своей чистоте с архитектурой испанских городков, где здания напоминают детские кубики.
Понятие "без названия" традиционно связывается с только что рожденным, начинающим свою историю в неопределенности, в зыбкости сна, в бескорыстии своей функциональности, в отсутствии заранее заданной полезности смысла. Оно направлено сквозь время, превращаясь в паломника, очарованного странника. Постепенно его тайна уходит в глубины его создания, открываясь как материал для авторской визуальной космогонии и формируя новое имя в публичном прочтении сокрытого текста, никому не известного, может быть, даже и для его создателя.
Образность "Без названия" открыта к диалогу, естественно образуя коммуникационные связи своего осмысления. В его внутренних планах просвечивает живая эволюция культуры, ее реальная история и синхронно с ней – непосредственные переживания ее слоистых пространств самим художником. Его хрупкая укорененность близка мерцающей укорененности современной культуры, живущей иррациональными наитиями и голосами, зовущими в будущее, вспоминая о прошлом.
Объединенная неназванностью, экспозиция выставки превращается в анонимность, в единый организм, содержащий внутреннюю тайну, невоплощенное событие, которому предстоит дальнейшее плавание. Затаенное в нем искусство живет под осыпями дремлющих в прекрасном забытьи культурных слоев, вселяясь в пиктограммы вечного, в те архетипические образные конструкции, где анализ и рефлексия оказываются совершенно неспособными проявлять свои функции прозрачности и ясности. Его формы дарят нам шок соприкосновения с неведомым при контакте с, казалось бы, заведомо освоенным. Они одухотворяют повседневность художественных ситуаций, простые регулярности и размерности традиционных выставочных процессов, превращая их банальность в сакральный артефакт.
Предложенные произведения обладают несколькими особенностями. Практически они все несут в себе беспредметность, кроме композиций Павла Дурасова, Олега Ланга и Андрея Гросицкого. Собственно, и эти произведения также таят в себе абстрактное состояние, напоминая фотографию на ранней стадии проявления. В них хранит свое безмолвие тишина, в топографии их пространств прячется смутное желание чувственного, его глубинное магическое подсознание, стремящееся обрести полное воплощение.
Искусство остальных участников – Клары Голициной, Евгения Гора, Александра Панкина, Сан-сана, Игоря Снегура, Александра Каменского, Виктора Умнова, Анны Желудь, Александра и Андрея Волкова, Евгения Вахтангова, Петра Каранченцева, Виталия Копачева, Владимира Наседкина, Владимира Опары, Татьяны Кострикова, Евгения Гороховского – явно пронизано структурными принципами, феноменальностью семиотики, орнаментальными конструкциями, переходящими в пространственные парадоксы. В этой стратегии матричные образы экспозиции "Без названия" утверждают новейшую драматургию произведения, освобожденного от власти личного монолога, но реализующего себя в контексте особого смыслового поля, "запаковывая" непосредственное чувство в охранительный жест минималистической культуры, ее аскезы и дисциплины. Их векторные формы сберегают эмоциональное начало, вновь раскрывая его в интеллектуальной рефлексии, в дальнейших поисках "имени", трогательно расправляя, как лепестки цветов, внутреннее строение композиции.
Идеология проекта "Без названия" позволяет самому произведению комментировать и описывать собственные смыслы, присутствующие в нем, обращаясь к средневековому искусству, к обратной перспективе, к страдательному залогу. Ее символическая структура оказывается способной прорвать гипноз знаковой поверхности общественного мнения, порождая дюшановский эффект "объекта искусства", где его тайна безымянности формируется как чистая ностальгия по подлинному артистическому жесту, как идеальный ген искусства. В гуще его информационной плотности, в бесконечности ее загадок, словно в детской игре "в секретики", скрывается великое Ничто, "черный квадрат", кантовская "вещь в себе", разыгрывая великую историю любви и ожидание, событие встречи и магического узнавания.
Каждая вещь, живущая в неназванности символизирует рождение и далее путь, где дух и материя вступают в драматическую коллизию, но, в конечном счете, обретают покой в единстве и согласии, сохраняя органическое бескорыстие.
Ее формы, отказываясь от аналога, сберегают свое скрытое имя, предлагая всю энциклопедическую полноту потенциальных названий, и этим обеспечивают абсолютную длительность своего существования.
Участники выставки: Евгений Вахтангов, Александр Волков, Андрей Волков, Евгений Гор., Евгений Гороховский., Клара Голицына., Андрей Гросицкий, Павел Дурасов., Аня Желудь, Александр Каменский, Петр Караченцов, Виталий Копачев, Татьяна Кострикова, Олег Ланг, Владимир Наседкин, Владимир Опара, Александр Панкин, Сан Сан, Игорь Снегур, Виктор Умнов
29.04.2008, 08:30