Культура
Выставка "Отряд "Фантом""
С 15 апреля по 15 мая в Москве в квартирной галерее Черемушки, расположенной в апартаментах Кирилла Преображенского, пройдет выставка "Отряд "Фантом"" Николая Олейникова.
Героиня Олейникова - одиннадцатилетняя ученица балетного класса по имени Глаша. |
---|
"Отряд "Фантом"" – это история девочек, которые все свое время проводят у балетного станка, но будущих, заметим, не балерин, а повстанок, которые с тем лишь тренируют свои ноги, чтобы в один прекрасный день под силой их ударов содрогнулся, не больше не меньше, мировой капитализм. Таков вкратце сюжетный замысел художника.
Каковы же корни этого нарратива, этого грандиозного "плана"? Они лежат всецело в воображении автора, увлечённого собственного сочинения небылицами о светлом будущем: сам себя Николай Олейников бесхитростно именует художником-партизаном. Осознавая, впрочем, фантомность своих мечтаний, он – неслучайно – уединяется в стены квартирной галереи. Таким образом (далее его словами), "в этой утопической истории реализует свое представление о "культурном андеграунде", о самим собой ведомой "подпольной войне".
Уже в названии работы – "Отряд "Фантом"" – задана связь с незримым, бесплотным и непроявленным, и, в этом смысле, квартирная галерея выступает адекватным экспозиционным контекстом.
"Наша призрачность – наш соратник" – говорит Олейников устами своей героини, одиннадцатилетней ученицы балетного класса по имени Глаша (списанной им – в буквальном значении слова – с собственной дочери).
Мир классического танца, с его выучкой, муштрой, дисциплиной, где на одном полюсе – вечные интриги, а на другом – тотальная иерархия, по Олейникову, становится метафорой мира современного искусства. В образе же маленькой девочки-балерины он подразумевает себя – грезящего революцией молодого художника-левака, размышляющего над тем, чтоб повести свою микровойну на коррумпированном и прогнившем поле. Он сознает свою ничтожность в попытке ведения незаметных боевых действий (пожалуй, сложность предприятия ещё и в том, что именно за действия это должны быть!), но, в тоже время, как и героиня этого альбома, убежден в их необходимости.
Эта линия, взыскующая к поиску средств воздействия на среду, да и, шире, смысла художественной практики в современном мире, обосновывает связь Олейникова с группой художников, активистов и философов, объединенных вопросом-названием "Что делать?".
Вдохновленный советским социалистическим плакатом и агитпропом, а также под влиянием традиций комикса и граффити, – то есть, таких жанров, где текст добавляет прямолинейности и без того недвузначному изображению, Олейников ведет свой наглядный рассказ.
Сама художественная манера исполнения альбома – техничная, трудоголическая – устраняет педофилические, стилизационно-юмористические и какие бы то ни было иные из возможных "скрытых замыслов" автора: перед нами не кто иной, как "сугубо верующий" маргинал, всем сердцем озабоченный политическим завтра. А скрупулезность прорисовки этого, на первый взгляд, ахового сюжета (наподобие "вот накачаем мускулы, и перевернём мир"), факт кропотливого многодневного труда рисовальщика, открывают нам подлинную убежденность автора в том, что "капитализм не пройдет".
Да, Олейников – этакий художник-буквалист. Ему недостаточно изображений решительных лиц, четких поз и простых считываемых мизансцен, в которых явлены его герои, он всё это снабжает словесным значением. Одновременно – ему мало бы и самих слов; он нуждается в дотошной, наглядной, покадровой визуализации каждой "идейной реплики".
Мы с вами имеем шанс полистать новый альбом и поприсутствовать близ фрески Николая Олейникова, начиная с 15 апреля. В этот день в нешироких, но обещающих вместить в себя, как минимум, целую фреску, стенах квартирной галереи Черемушки, расположенной в апартаментах Кирилла Преображенского, откроется его выставка. Меня же лично на бодрый лад настраивает обстоятельство, подчёркнутое Ильей Китупом – тоже, кстати, недавним "квартирантом" Черемушек: "Олейников, – сказал он, – уж слишком хорошая фамилия, чтобы её обладателю быть слабым художником".
13.04.2008, 10:30