Культура
«Братья Люмьер: Ранний цвет»
1 апреля в МГВЗ «Новый Манеж» в рамках фестиваля «Фотобиеннале - 2008» состоится открытие выставки «Братья Люмьер: Ранний цвет»
Фотография с экспозиции |
---|
Братья Люмьер прославились изобретением кинематографа. Но мало кто знает, что до легендарного «Прибытия поезда» семья Люмьеров совершила настоящий переворот в фотографии: они раскрасили мир, который прежде был черно-белым. Их ценнейшие «автохромы» – первые цветные снимки в истории – прибывают в Москву на выставку в Новом Манеже.
Если бы не упорство и авантюризм Антуана Люмьера, основателя династии, возможно, мы бы до сих пор писали портреты родных маслом, а из путешествий привозили бы карандашные зарисовки. Словом, фотографий в их привычном виде просто бы не существовало. История жанра началась в 1862 году, когда Антуан Люмиер, проживающий в городишке Безансон, решил заняться не слишком прибыльным бизнесом – студийной фотографией.
Рождение «Голубой этикетки»
Поначалу дела у бизнесмена шли, прямо скажем, неважно. Лишь через восемь лет, перебравшись в Лион и заработав репутацию солидного портретиста, он приобрел постоянную клиентуру и превратился в обеспеченного господина, отца шестерых детей. Антуан мог бы до конца дней довольствоваться уютной студией, но помимо преданности искусству, его одолевала страсть к прогрессу. Люмьер отслеживал все новинки фототехники, и превратил дом в экспериментальную лабораторию.
Стоит сказать, что вплоть до начала 1880-х годов съемка была довольно утомительным занятием. Перед тем как вставить стеклянную пластину в аппарат, фотограф покрывал ее серебряной эмульсией. Понятно, что у каждого был свой раствор, а использованная пластина требовала немедленной проявки. Поэтому ни о какой съемке на природе не могло быть и речи. Однако Люмьер вовремя узнал об опытах с новой желатиновой эмульсией: оказалось, стекло можно покрыть бромистым серебром задолго до момента съемки, а после спокойно хранить в темноте.
Вот тут и наступает переломный момент не только в жизни одного семейства, но и в истории целой Европы. Из фотографа Антуан Люмьер, а затем и два его сына Огюст и Луи превращаются в промышленников. В лионском квартале Монплезир появляется их фабрика по производству мгновенных пластин «Голубая этикетка».
С той поры фотокамера ушла в народ, а материалы от Люмьеров сделали ее более доступной. Но Люмьеры не были бы самими собой, если бы не пошли дальше. В 1907 году неугомонная семья придумала пластины, способные воспроизводить цвет. До этого момента для воссоздания природных оттенков требовалось сделать три снимка через три цветных фильтра. Люмьеры догадались смешать три фильтра прямо на пластине. Выручил... картофельный крахмал. Именно он разными цветными слоями наносились на стекло. Изобретение назвали «автохромом».
Снимается семейство
Одни из самых дорогих фотографий, созданных Люмьерами в цвете, хранились в их лионском доме и мало кому демонстрировались. Луи и Огюст Люмьер создали увлекательную хронику своего семейства: на снимках запечатлены тихие радости их дочерей и кузин – наряды, неторопливые прогулки, чаепитие, любование цветами и памятниками. Работы, которые, без преувеличения, можно назвать самым дорогим винтажем в мире, в Москве будут показаны впервые.
Автохромы Люмьеров – это, с одной стороны, почти живопись: даже с новой пластиной для создания одного кадра требовалась почти минута, поэтому фотограф должен был выстроить кадр, а человек – замереть в картинной же позе. К тому же, картофельные зерна при печати очень похожи на мазки кистью. С другой стороны, все люмьеровские фотографии относятся ко времени до Первой мировой. А посему на выставке можно будет увидеть последние переливающиеся картины из жизни состоятельной европейской семьи XIX века.
31.03.2008, 15:02