Культура
Мандала
Художники из Швейцарии Хендрикье Кюне и Беат Кляйн начали работать вместе в 1998 году, встретившись во время участия в программе "visiting artists" в ирландском музее современного искусства в Дублине.
Начав свою совместную работу с создания двухмерных и трехмерных объектов, пара исследует различные выразительные средства в инсталляции, коллаже и фотографии.
Почти повсеместно, Кюне и Кляйн используют дешевые бытовые материалы, такие как страницы массовых печатных изданий, исследуя подлинные смыслы, заключенные в образах и трансформируя их с целью создания новых мессиджей. Особое внимание художников привлекают "сфабрикованные мечты" хлынувшие в социум из рекламной индустрии.
Хендрикье Кюне и Беат Кляйн делают много проектов в Европе, "Car Crush" – проект специально придуманный для ЦСИ М'АРС – их первая выставка в России.
"Car Crush" – - инсталляция на полу ЦСИ М'АРС, выполняется в виде мандалы 5-6 метров в диаметре из тысяч скомканных рекламных листочков, изображающих автомобили.
Рекламные картинки, вырванные из многочисленных Российских и Швейцарских журналов, каталогов и газет и отделенные от своего первоначального контекста, превращены в бумажные комочки разного цвета и размера, а затем выложены на полу в виде мандалы, отдельные элементы которой, при изменении освещения или угла зрения могут показаться – то драгоценным камнем, то кучкой мусора.
В названии инсталляции также заключена игра слов "crush"и "crash", которые имеют сходные варианты значений: сжимать, сдавливать, разрушать и т.д., но кроме этого "to have a crush on someone" – "запасть на кого-нибудь".
Процесс вырезания картинок разрушает иллюзорные рекламные образы и превращает их просто в полиграфические отходы. Символическим актом сминания художники не только придают материалу новую форму, но также вновь делают объекты трехмерными, придавая им сходство с битыми автомобилями.
Мандала была заимствована буддизмом из раннеиндуистской культуры, где является основным способом организации сакрального пространства.
Традиционная буддистская мандала состоит из нескольких основных геометрических элементов, главные из которых круг и квадрат.
Во многих культурах круг означает духовное начало, тогда как квадрат отвечает за материальный мир. Мандала является магической диаграммой, используемой для созерцательной практики и медитирования на темы духовного и материального.
Картина – это нечто находящееся на стыке духовного и материального, предмет, нагруженный духовным смыслом. В наше время, особенно в рекламе, этот смысл картины часто извращен, она, как правило, не используется для духовных целей, как русская икона, например, а создает иллюзию и жажду обладания. Глядя на нематериальные иллюзии мы подвергаемся соблазну тратить деньги на материальные объекты.
Инсталляция также хрупка как и традиционная песочная мандала в исполнении тибетских монахов, хотя и не столь искусна, а комочки бумаги, символизирующие островки песка, подвержены воздействию неосторожного движения или сквозняка. Цвета же инсталляции определены модой и печатным производством.
Адрес:
Центр Современного Искусства М'АРС.
Пушкарёв переулок, д.5
ст. м. "Сухаревская", "Цветной бульвар"
тел. 623-56-10, 623-66-90
01.08.2007, 08:59