Культура
Фрактальная архитектура
Владимир Тюрин (1960-2006) – архитектор. Окончил МАРХИ в 1985 году. Работал в студии ЭДАС Вл. Кирпичева в 1982-1983 гг. и САКБ МАРХИ Юр. Аввакумова в 1983-1985. Участвовал во всех выставках "Бумажной Архитектуры" в Москве, Франкфурте, Антверпене, Лондоне, Париже и т.д. Курировал выставку БА в Иерусалиме в 1992 г. После окончания института сотрудничал в различных проектах с Чельцовым, Савиным, Лабазовым, Крупиным, Белопольским, Хатунцевым, Хомяковым и др. Работы В. Тюрина хранятся в коллекциях Государственного Русского Музея, С. Петербург/ Государственной Третьяковской Галереи, Москва / Государственного Музея Архитектуры, Москва / Государственного Музея Изящных Искусств им. Пушкина, Москва / Немецкого Музея Архитектуры, Франкфурт/ Государственного Центра Современного Искусства, Москва и др.
Биография архитектора Тюрина не была окончена. Да, он был "бумажником" и часто работал с кем-то из бывших бумажных архитекторов, но Бумажная Архитектура – оформленный искусствоведческий феномен 80х – только часть биографии архитектора его поколения. По всем законам она должна была перерасти в просто архитектуру. В последние годы он проектировал реальные вещи, что-то начинало строиться при жизни, но ему самому оказалось не суждено увидеть свои проекты реализованными. Интересно, что Тюрин фактически "закрыл" Бумажную Архитектуру 80-х. На один из последних конкурсов на тему космического поселения он представил сооружение в форме золотого объемного креста. Крест фрактально членился на кресты меньших и меньших размеров, назывался "Космический репер", но на выставке не парил, а твердо стоял на подиуме как крест надгробный.
Поучившись у многих, испытав влияние "офортного" творчества Бродского-Уткина, Тюрин нашел свою собственную тему – фрактальную архитектуру, которую теперь носит любой продвинутый студент, а в 1987 году она еще нуждалась в переводе. Отмеченный премией в Японии, тюринский "Интеллектуальный рынок" всего-навсего изображал т.н. _губку Менгера" (австрийское математическое изобретение 1926 года) как архитектуру. Весь смысл здесь заключается в наречии "как" – как изображал. Известно, что современной архитектурой может стать все, что угодно – от обувной коробки до медузы – важно, как, каким образом это представляет архитектор. Следы первого фрактального проекта в русской архитектуре можно было потом обнаружить в проектах реальных – фрактал у Тюрина всегда был архитектурой, а не математикой. Репером космическим, а не геодезическим.
Владимир Тюрин – у истоков "идеального газа"
Что происходит в современной архитектуре, особенно российской, понять трудно. Именно поэтому архитектор, проявивший себя – А. В. Тюрин, бесспорно, относится к их числу, нуждается в общественной огласке.
Готовя персональную выставку Володи, мы не стремились оценить его творчество с "внешних позиций", расставить все точки над "i". Оба мы учились вместе с В. Тюриным, делали свои первые конкурсы, даже "Арт-Бля" когда-то зарождалось при его участии. Эта выставка – наш взгляд на то, что он делал. За нею – отношение к нему как к другу и как к архитектору. Как известно, лаконичное математическое доказательство – красиво по своей сути. Володя в излюбленной им геометрии фракталов обнаружил художественно-эстетическую составляющую и оставался верен этой линии на протяжении десятилетий. Это отличает его – и многих из нас -от шестидесятников с их коллективными вылазками на пленэр и любованием русским пейзажем. Творчество всегда целостно – графические работы Володи не могли не найти выход в его архитектуре, по крайней мере – в лучших работах.
Вообще существуют два основополагающих вопроса: первый вопрос – "что?", второй – "как?". На выставке представлено то, что является первопричиной, иначе говоря, отвечает на вопрос "что?" Поиски в сфере архитектурного формообразования, творческий процесс, предшествующий появлению собственно новой формы. Это, с одной стороны, загадочная, а с другой – ответственная область "архитектурного бессознательного". Не секрет, что подчас эскизы говорят больше, нежели сами постройки.
Мы показываем работы, которые сделаны без оглядки на что бы то ни было, "прозу жизни", сковывающую по рукам и ногам. Быть может, они не вполне соответствуют окружению, подтягивая его вперед и вверх. Это, по сути, энергетические сгустки, росчерки мысли и как их преобразовать в бетон и металл, не важно.
Мы собрали то, что, на наш взгляд, является настоящим по гамбургскому счету – так сказать, чистый продукт, "идеальный газ". Как известно, математические модели этого самого "идеального газа" есть, а в природе его не существует. А кто и когда этим выведенным "принципам действия" идеального газа рано или поздно "приделает ноги", и переведет их в практическую плоскость -вопрос времени.
(Михаил Лабазов, Андрей Савин. Из интервью гл. редактору журнала "Архитектурный вестник" Дмитрию Фесенко.)
Открытие выставки 31 июля в 19.00
Адрес музея:
119019 Москва, ул. Воздвиженка, д.5
Метро: "Библиотека им. Ленина", "Арбатская", "Александровский сад"
31.07.2007, 10:14