Культура
Демоны моей мечты
Художник Александр Савко работает в жанре палимпсеста, то есть рисует свои картины "поверх" хрестоматийных. "А так как мне бумаги не хватило, то на твоем пишу черновике" (А. Ахматова). Черновиком является отечественная (подкрепленная в данном случае великим Рубенсом) классика, привычная, знакомая, растиражированная до безликости, ставшая элементом массовой культуры, опущенная в самом деле до формата черновика, бессмысленного изображения на страничке альбома, календаря или учебника. И Савко дарует ей новую жизнь, актуализуруя канонические шедевры путем наполнения оных современными персонажами и сегодняшними реалиями – в качестве таковых могут выступать и копеечные монеты. Эти персонажи и эти реалии в самом деле копеечные, почерпнутые из недр детских телесериалов, комиксов, мультиков, развлекательных фильмов. Да, масскульт. Но ведь и Репин с Пластовым тоже стали таковыми, утратив былую ауратичность. Савко сталкивает вроде бы несовместимое, но типологически схожее, приевшееся, выпадающее из границ искусства – ведь Врубель с Пластовым сегодня тоже являются чистейшими образцами китча, увы. И Гитлер, появляющийся на картинах Савко, – уже не тиран и деспот, а персонаж из кинокомедий. Тираж уничтожает подлинность. Но для того, чтобы ее воскресить, следует, вероятно, не писать "энергичной кистью" пейзажи, проникнутые "неподдельной лиричностью", а сознательно аннулировать себя, убить в себе художника. Известный, кстати, рецепт: "смертию смерть поправ". Савко воскрешает искусство, работая с анти-художественным, искусственным материалом. Клин – клином.
Картины Александра Савко нельзя оценивать с точки зрения мазка, композиции, светотени. Они буквально анонимны (хоть и профессионально мастеровиты), тем паче, что и сюжеты заимствованы у арт-мэтров, а персонажи – у создателей культового ширпотреба. Но, тем не менее, это в самом деле подлинное искусство: "дух веет, где хочет". И понятно, почему эстетски-снобская элитарная Айдан Галерея работает с этим художником-ерником. Никакой это не постмодернизм, не полицитатность и гипертекст. После экспозиции Савко очень хочется заново посмотреть на Врубеля, Репина и даже Иогансона. Только вживую, в музее, а не на репродукции.
Только нет времени оторваться от телевизора и пересчитывания копеек в кошельке. О музее остается только демонически мечтать.
P. S. Кстати, недавно польское Правительственное агентство по защите прав детей уличило телепузиков в пропаганде гомосексуализма. Там кто-то из этих бесполых существ носит дамский ридикюль. Так что, оказывается, телеперсонажи в самом деле куда актуальней и радикальней художников-классиков. Они оказываются в зоне правительственного внимания. А кому придет в голову обличать в мужеложестве пьяных запорожцев, грязно пристающих к султану, или думать о сомнительном происхождении Царевны-лебедь с неизвестными родителями?! Федор Ромер
АЙДАН ГАЛЕРЕЯ
Открытие выставки - 14 июня 2007г. в 21.00 на ВИНЗАВОДЕ
4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6
тел: 228-1158
13.06.2007, 07:44