Культура
Дневник фотографа
Сергей Чиликов – йошкар-олинский фотограф с сформировавшейся стилистикой и выраженной эстетикой. И этот факт является достаточным аргументом, чтобы проявить интерес к его фотографиям.
Чиликов в своём раннем творчестве предметный мир конструировал в буквальном смысле из всего, что попадало под руки в символическом местечке "Кундыш", где на протяжении более 25 лет проходили фотографические пленэры отечественных фотографов. Тщательное исследование ограниченной территории неминуемо приводит художника к вопросу: "А что там за пределами моей территории?". Этот, простой по своей сущности вопрос подвинул Чиликова проявить интерес к ряду географических мест уже бывшего СССР и новой России. С этого момента бытие Чиликова стало наполняться путешествиями.
Обязательным спутником путешественника, как правило, становится дневник – литературное произведение в форме ежедневных записей. Только Чиликов посчитал, что визуализация увиденного много выразительнее слова, пусть даже и стилистически выдержанного.
"Русские без России" |
---|
Свои путешествия Сергей Чиликов начал с Йошкар-Олы, с города, где он живёт и где он состоялся как фотограф. К условной теме "Йошкар-Ола" Чиликов возвращается много раз и на разных витках временной спирали. Поэтому вполне естественным выглядит проделанное им сопоставление городских фрагментов, снятых с одной точки, но разделённых промежутком в 15-20 лет. Этот визуальный анализ в оформленном виде прозвучал в серии "отЛИЧия" в известном фотопроекте "24".
Тесные творческие связи с Чебоксарами на протяжении почти трёх десятилетий несомненно прочертили свой след в душе фотографа Чиликова. Из этого города он вынес множество визуальных мизансцен как привязанных к топологии конкретного города, так и с растворением конкретики, где, пожалуй, доминантой выступает человек из провинциального городка.
Другим часто посещаемым городом, особенно в 90-х годах, стала Самара. С этим городом связаны визуальные мизансцены, передающие ностальгию по уходящей эпохе нашей молодости, пронизанные созерцательной чувственностью.
На пути следования фотографа Чиликова оказалось ещё немало больших и малых городов и маленьких селений. Каждое новое посещение приводило к новому выбросу адреналина и к новым генерациям. Его визуальный дневник становился всё объёмнее. Происходили какие-то внешние перемены: вначале визуализация увиденного фиксировалась на чёрно-белую плёнку, потом все больше стал появляться цвет. Или – вначале Чиликов подписывал свои работы достаточно протокольно – "Самара 1994", "Чебоксары 1996", а затем появились такие названия как "Прекрасный Петербург. 2005".
Ещё более сильный отход от первоначальных принципов прозвучал в серии под названием "Русские без России. 2005". В названии работы географические атрибуты отсутствуют вовсе. Возможно, при скрупулёзном изучении предметного мира визуальных мизансцен можно рассмотреть и географическую привязку, которая может оказаться достаточно важной, например, для этнографов и историков. Но для зрителей, воспринимающих дневник фотографа Чиликова как объект искусства, важно то, что во всех визуальных мизансценах йошкар-олинский фотограф-художник проговаривается и проговаривается из рядов своих персонажей, став на их место, став одним их них.
Организатор: Сайт "ART-переход.ru"
Куратор выставки: Юрий Евлампьев
АДРЕС ВЫСТАВКИ: Сайт "ART-переход.ru"
(http://www.artperehod.ru)
08.05.2007, 12:49