Культура
Katoptron
Название katoptron взято из древнегреческого лексикона и является одним из нескольких имен Зеркала, а также обозначает направление взгляда или отражения.
В античной мифологии зеркальное отражение световых лучей символизировало растворение бога Диониса в мире, означало сохранение его внутреннего единства в бесконечном многообразии эманаций-отражений. "Гефест сделал зеркало для Диониса, отразившись в котором и рассмотревши в котором свое изображение, этот бог эманировал во всецелую делимую демиургию".
Обращаясь к платоновской концепции зеркального (суммирующего) видения, в ХХ веке З. Фрейд, Ж. Лакан обращают внимание на эстетический аспект самосозерцания. Вглядываясь в собственное отражение человек, подобно Нарциссу, испытывает чувство зачарованности, торможения, которые свойственны любованию.
В целом история европейского самосознания напоминает игру зеркальных отражений, в которых мелькает, проступает, но всем до конца не открывается высшая истина индивидуальной экзистенции.
Зеркало является и символом Венеры, считается непременным атрибутом женщины, в зеркало смотрятся ведьмы и феи, задают вопросы и получают ответы. Правдивые или кривые, зеркала порой бьются, и из осколков зеркальной мозаики картину мира можно выстраивать снова.
Выставка katoptron обращается к женским аспектам мифологии зеркал и отражений. В проекте роль зеркала отведена женскому взгляду на различные аспекты бытия, общественные и социальные, философские и мифологические, собственно женские и зеркальные мифы. Зеркало в проекте – это и поверхность экрана, и проекция отражений, и эманация ЖЕНСКОГО взгляда "во всецелую делимую демиургию". Произведения художниц – фрагменты мозаики, которые не обязаны сложиться в единое целое.
Музейный центр РГГУ
ул. Чаянова, д. 15,
главное здание РГГУ
м. "Новослободская", "Менделеевская"
05.03.2007, 08:44