Культура
Движение, эволюция, искусство
Выставка "Движение, эволюция, искусство" – первый проект, открывшийся в новом выставочном пространстве Фонда культуры "Екатерина". Коллекция основателей фонда Екатерины и Владимира Семенихиных начала формироваться около десяти лет назад и насчитывает более 500 произведений русского искусства. С 2004 года собрание стало пополняться произведениями западных художников – Вессельмана, Розенквиста, Вальдеса, Калдера и других. В рамках выставки "Движение, эволюция, искусство" коллекция впервые будет представлена публике столь полно – экспозиция охватывает период с 1916 по 2006 год.
Лейтмотивом выставки была выбрана тема движения, которую по праву можно считать одной из магистральных тем в истории искусства XX-XXI вв., и ее воплощение в живописи, скульптуре, инсталляциях, объектах, видеоарте.
Одним из первых направлений, где идея движения получила плодотворное развитие, было абстрактное искусство. Художники стремились создавать совершенно новые принципы моделирования пространства посредством динамического выстраивания форм на картинной плоскости – архитектоники, пространственно-динамические построения, супрематические конструкции, цвето-динамические напряжения.
В 1930-е годы в Советском союзе своего апогея достигает культ физической культуры, массовых спортивных смотров, демонстраций и шествий. В 1937 году состоялась Международная выставка в Париже. Для советского павильона Александр Самохвалов написал символическое панно "Советская физкультура", а на крыше здания была установлена скульптура Веры Мухиной "Рабочий и колхозница".
В дальнейшем советская идеология стала темой и материалом для творчества неофициальных советских художников. В соц-арте были иронически обыграны пластические формулы советского искусства, как в живописи, так и в скульптуре. Александр Косолапов цитирует мотив движения знаменитой скульптурной группы Мухиной, а Леонид Соков инсценирует встречу памятника Ленина со скульптурой Джакометти.
В 1960-е-1970-е годы в среде неофициального искусства появляются художники-абстракционисты. Каждый из них разрабатывает собственное творческое кредо и создает свою художественную систему. Это художники так называемой "Лианозовской группы" (Лидия Мастеркова, Дмитрий Плавинский), художники "Сретенского бульвара" (Виктор Пивоваров, Эдуард Штейнберг, Владимир Янкилевский, Михаил Шварцман). Наряду с художественными теориями, возникают своего рода религиозно-мистические, метафизические учения. Идея движения как биологической эволюции получает свое развитие в живописи Юло Соостера. В 1962 году возникает группа художников-кинетистов под названием "Движение", одним из лидеров которой становится Франциско Инфантэ.
Десятилетие с 1990 по 2000 год было чрезвычайно насыщенно событиями, повлекшими за собой существенные изменения в жизни общества и на художественной сцене. Стала доступной информация о происходящем в мировой культуре и искусстве, в Россию начали приезжать западные кураторы, появился художественный рынок, а вместе с ним и возможность интеграции в современную художественную ситуацию.
Тема движения в искусстве становится крайне актуальной: появляются новые виды искусства – инсталляция, объект, видеоарт. Художники начинают работать с текстами массовой культуры и масс-медиа, социально-историческими и биологическими теориями. Само искусство превращается в глобальную футуристическую концепцию – яркий пример тому проект Олега Кулика "Музей", живопись Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, поролоновая скульптура Сергея Шеховцова.
19.02.2007, 08:57