Культура
Невербальный театр на фестивале NET
Восьмой международный театральный фестиваль NET открывается в понедельник. Центральной темой NET-2006 является невербальный театр. Откроет фестиваль постановка Русского Инженерного театра "АХЕ" на сцене Московского ТЮЗа "Фауст в кубе". Фестиваль продлится до 6 декабря.
"Как всегда, мы стараемся в рамках нашего форума представить новые тенденции европейского театра", - сообщила на пресс-конференции арт-директор фестиваля, известный театральный критик Марина Давыдова. Она добавила, что в этом году появились спектакли из Казахстана и Мексики. Это, по ее словам, говорит о том, что новые направления европейского театра уже вышли за рамки самой Европы, передает РИА "Новости".
Среди гостей фестиваля в этом году как неоднократные участники NETa (Русский инженерный театр АХЕ, Алвис Херманис), так и новые для московской публики имена и группы (Йо Стромгрен, Франсуа Танги, Тристан Шарпс, израильский театр "Клипа"). Всего на фестивальной афише - восемь спектаклей: из России, Латвии, Израиля, Франции, Великобритании, Норвегии, Мексики.
"Есть еще одна особенность нынешнего, 8-го NETа - на этот раз мы решили главный акцент поставить на сферу невербального театра, границы которого в последнее время настойчиво расширяются. Это не означает, что слово вообще не будет звучать со сцены, но оно перестанет быть главенствующим, больше слов в спектакле будет говорить музыка, пластика, игра света, сценография и преображение театрального пространства", - сказала Давыдова.
В большинстве спектаклей, представленных на NET-2006, слово либо не звучит вовсе, либо его объем и значение минимальны. Как говорится в пресс-релизе мероприятия, с одной стороны, это позволяет снять вопрос о языковых барьерах для иностранных зрителей: "Слово уже давно не равно себе. Языку тела ("Госпиталь") пространства ("Не оглядывайся"), вещей и фактур ("Фауст в кубе") зачастую доверия больше, чем обычным словам".
По словам Давыдовой, спектакли NET-2006 будут играться не только в традиционных театральных залах, но и в центрах современного искусства. Например, на "Винзаводе" известный французский режиссер Франсуа Танги представит "Коду" - спектакль-видение. А цеха фабрики технических бумаг займет английская группа, и режиссер Тристан Шарпс устраивает спектакль-путешествие.
Фестивальными площадками выступят Московский ТЮЗ, Театральный центр "На Страстном", сцена "Под крышей" Театра им. Моссовета, Театр Наций, арт-центр "Проект фабрика", расположившийся на территории бывшей бумажной фабрики. Фестиваль организован при поддержке Роскультуры, Британского Совета, Французского культурного центра и Института им. Гете.
"Фауст в кубе" |
---|
Откроется фестиваль двумя спектаклями по мотивам классического сюжета театра из Петербурга "Фауст в кубе" и "Фауст в кубе. 2360 слов", - сообщает Newsru.com. Закроется NET-2006 спектаклем, в котором будет много слов. Это работа Нового Рижского театра "Соня" по произведению Татьяны Толстой.
"Фауст в кубе" - часть мультидисциплинарного проекта, посвященного легенде о докторе Фаусте. Павел Семченко и Максим Исаев решили исследовать и всесторонне представить в своем творчестве историю человека, ставшего в европейской культуре аллегорией познания. В постановке также задействованы актеры мексиканского театра "Linea de Sombra" ("Линия тени").
На фестивале представлены самые разнообразные спектакли как по жанру (environmental theatre, contemporary dance, пластический театр, театр предметов, "традиционный" драматический театр) и по интонации (от задушевной в "Соне" Алвиса Херманиса до жесткой в "Госпитале" Ио Стромгрена).
В рамках фестиваля состоятся встречи с участниками фестиваля. Помимо обсуждений спектаклей с их создателями, состоится показ фильма Йо Стромгрена "Путь в Москву" и встреча с одним из самых интересных режиссеров Европы, основателем неформальной творческой группы Rimini Protokoll Штефаном Кэги, работающим в технике документального театра.
Прологом к фестивалю NET-2006 послужили гастроли Нового Рижского Театра. Два спектакля Алвиса Херманиса – "Долгая жизнь" и "Лед" по одноименному роману Сорокина – были показаны в Москве весной 2006 года. Завершается NET-2006 также работой известного латышского режиссера по повести Татьяны Толстой "Соня".
Латинская аббревиатура NET расшифровывается как Новый европейский театр. Каждый год фестиваль предлагает новый срез театрального процесса. Уже почти десять лет NET знакомит московских зрителей с лучшими образцами мирового сценического искусства. Именно благодаря ему, в Москве были впервые показаны работы таких звезд европейского театра, как Алвис Херманис, Гжегож Яжина, Арпад Шиллинг, Кристиан Смедс, Томас Остермайер, Михаэль Тальхаймер, Жозеф Надж, Оскарас Коршуновас", - говорится в пресс-релизе.
Программа фестиваля
Русский инженерный театр АХЕ и фестиваль "Сервантино" (Россия – Мексика)
Спектакль "Фауст в кубе"
27 ноября в 20:00 / МТЮЗ
"Фауст в кубе" – часть мультидисциплинарного проекта, посвященного легенде о докторе Фаусте. Павел Семченко и Максим Исаев решили исследовать и всесторонне представить в своем творчестве историю человека, ставшего в европейской культуре аллегорией познания. В "Фаусте в кубе" заняты актеры мексиканского театра Linea de Sombra.
Русский инженерный театр АХЕ (Россия)
"Фауст в кубе. 2360 слов"
29, 30 ноября в 20:00 / Сцена под крышей Театра им. Моссовета
Тот редкий случай, когда в спектакле АХЕ звучат слова. Их доверили штатному диджею группы Андрею Сизинцеву. Он сидит за специальным бюро, извлекает из него звуки и произносит текст Фауста. Павел Семченко и Максим Исаев – два лика Мефистофеля – молча "колдуют" с предметами, визуализируя текст.
Встреча с Штефаном Кэги (Германия – Швейцария)
"Документальный театр сегодня: опыт группы Rimini Protokoll"
28 ноября / Синий зал СТД
Штефан Кэги – один из основателей и участников неформальной творческой группы Rimini Protokoll. Кроме него в нее входят Хельгард Хауг и Даниэль Ветцель. Они работают то вместе, то по одиночке – но всегда под одной "вывеской". Rimini Protokoll ориентирована на синтез документального материала и высоких технологий.
Компания Йо Стромгрена (при поддержке Посольства Королевства Норвегия)
"Госпиталь"
28, 29, 30 ноября в 20:00 / Театр Наций
Три медсестры маются в военном госпитале, где нет пациентов. Спектакль – пантомима со словами, но даже сами норвежцы не понимают смысл этих слов. А все равно ясно, о чем идет речь, и какие отношения связывают медсестер – уж больно выразительная пластика у актрис. По ходу действия в пантомиму врезается contemporary dance. Мрачный, острый, смешной, но, по сути, светлый спектакль.
Группа "Dream Think Speak" (Великобритания)
Режиссер Тристан Шарпс
"Не оглядывайся"
29, 30 ноября, 1, 2, 3 декабря
2 декабря – дополнительный спектакль с 14:00 / ПRОЕКТ_FAБRИКА
Спектакль, в котором существуют на равных: актерская игра, видеоарт, инсталляции, музыка, шумы, свет, тени и… ПROЕКТ_FAБРИКА. Зрители, небольшими группами, отправляются в путешествие по коридорам, лестничным пролетам и цехам фабрики технических бумаг. На сей раз она превращена в пространство мифа об Орфее и Эвридике.
Театр дю Радо, Одеон – театр Европы, Осенний фестиваль в Париже (Франция)
Режиссер, сценограф Франсуа Танги
"Кода"
1, 4 декабря в 20:00, 2, 3 декабря в 18:00 и в 20:00 / Центр современного искусства "Винзавод"
Отточенная по форме, "многоголосная" композиция. Каскад перегородок, мужчины в юбках и цилиндрах, женщины в белых платьях. Среди "голосов": Данте, Кафка, Пиранделло и др. "Эхо" -цитаты из накопленного культурного багажа Европы.
Театральная группа "Клипа" (Израиль)
Режиссеры, хореографы и исполнители Идит Херман и Дмитрий Тюльпанов
"Орфей"
2, 3 декабря в 20:00 / Сцена под крышей Театра им. Моссовета
Спектакль – сплав пластического театра и театра предметов. Миф об Орфее и Эвридике рассказывается с помощью тел и сделанных из подручных средств объектов. Среди участников группы "Клипа" – бывший соратник Антона Адасинского ("Дерево") Дмитрий Тюльпанов. В программке "Орфея" есть благодарность Павлу Семченко (АХЕ) за оказанную при создании спектакля помощь.
Театр Наций (Россия)
Режиссер Андрiй Жолдак
"Федра. Золотой колос"
3, 5 декабря в 19:00 / Театр Наций
Вторая постановка украинского авангардиста в Москве. Партийный босс привозит свою помешавшуюся жену в лечебный пансионат "Золотой колос". Она считает себя Федрой, а юродивого мальчика в здравнице – Ипполитом. Динамичный, жесткий, многослойный спектакль с великолепной актерской работой Марии Мироновой.
Новый рижский театр (Латвия)
Режиссер Алвис Херманис
"Соня" (по повести Татьяны Толстой)
5, 6 декабря в 20:00 / Сцена под крышей Театра им. Моссовета
Известный латышский режиссер постоянно обращается к русской литературе – то к современным текстам, то к классике. На этот раз настал черед "Сони" Татьяны Толстой. В спектакле всего две роли – рассказчик и Соня. Обе исполняются мужчинами… Идея инсценировать повесть Толстой пришла в голову Алвису Херманису, когда он увидел, как Гундарс Аболиньш, показывая этюд, изображал свою мать. Спектакль с детально воссозданным-собранным советским бытом, балансирующий на грани между гротеском и задушевностью.
27.11.2006, 11:42