Культура
Алексей Кострома, "H5N1. sweet sleep".
"H5N1. Sweet Sleep" – так называется выставка Алексея Костромы, которая откроется в Галерее М. Гельмана.
H5N1 – вирус птичьего гриппа стал причиной гибели многих людей и массового уничтожения миллионов домашних птиц. Бесконечная война человека с природой и с самим собой – главная тема этой выставки.
Живопись и объекты будут представлены в белоснежном оперенном пространстве. Перо уже давно является фирменным "костромским" элементом.
Во втором зале впервые можно будет увидеть небольшой ретроспективный показ знаковых произведений Костромы – объектов из пера, скорлупы и человеческих волос.
ПТИЧИЙ ГРИПП
Брэнд Костромы – белое перо, птичий пух, – материал почти всех его объектов и инсталляций и исходный пункт его художнической философии, названный им "органический путь". В 1990-е Алексей Кострома запустил "машину оперения" на полную катушку: один за другим появляются оперенное яйцо мегалитических размеров, пушка полуденного выстрела Петропавловской крепости, Медный всадник, шхуна Св. Петр, машина Волга, кошелек в виде гигантского зева... Наконец, стоит особо отметить проект 1994 года – тогда оперение коснулось "топовых", хрестоматийных произведений мирового искусства, от классики до модернизма, от соцреализма до постмодернизма – "Моны Лизы", "Черного квадрата", банки кока-колы, "Глаза" Рене Магритта, "Стула" Джозефа Кошута, гипсовой головы Сталина и "Кролика" Джефа Кунса.
Последние годы Кострома обосновался в Берлине, редко и избирательно участвуя отдельными работами в групповых выставках в Москве и Петербурге. Нынешняя выставка художника в галерее Марата Гельмана – отчасти краткая ретроспектива, подведение итогов бурного десятилетия, но, в тоже время – новый проект, замысел которого возник уже года два назад, хотя в развернутом виде не показывался ни разу. "Птичий грипп" – проект, который позволил выйти художнику сразу на самый широкий круг тем современной жизни – критический и ироничный одновременно. Два года назад Кострома увидел фотографии отрубленных птичьих голов в журнале "Шпигель" ("Der Spiegel"), вызвавшие скандал и всколыхнувшие немцев. Птиц, зараженных или могущих быть инфицированными вирусом птичьего гриппа, уничтожали в газовых камерах, другим (с какой целью?) отрубали головы.
Судьба бедных птиц и образ отрубленной головы натолкнул художника на историю с Дональдом Даком – мультяшным диснеевским персонажем, травести, недоумевающим по поводу неожиданной потери головы. Белый и пушистый идиот – визави предельно натуралистичным в духе Густава Курбе натюрмортам с портретированными головами птиц – и фотографиями – исходным пунктом истории. Прозрачность и публицистичность проекта заключается в очевидном сталкивании образов, существующих в современности в параллельных мирах, но изредка соединяющихся на страницах глянцевых журналов.
Но Кострома не был бы Костромой, не прочертив еще несколько линий развития сюжета, ведь для него характерно "спиралевидное" вращение вокруг одной темы. За историей с птичьим гриппом – H5N1 – художник разглядел не просто очередной скандал или болевой симптом современной истории, так искусно по обыкновению раздуваемый СМИ и терзающий обывателя страшными картинками. В 1990-е пух и перо в постсоветской России воспринимались как метафора игры, свободы, легкости: карнавальная стихия сопровождала все акции Костромы, выстроенные на непосредственном участии зрителя. Здесь, как представляется, другое. Конечно, мягкое-белое-легкое-пушистое никуда не делось, но безобидный материал в нынешнем проекте таит в себе страх, вызов и угрозу. За ним – кровь – который раз за последнее время художник прибегнул к жесткому, почти документальному приему, продемонстрировав птичью бойню. Теперь, фоновое белое – беспросветная вата гламура – оборачивается цинизмом красивой эффектной упаковки и становится своей противоположностью. Шутка более не развлекает и не кажется забавной или безобидной. За природными формами и биоритмами Кострома давно уже научился видеть человеческое, слишком человеческое. Оно не замедлило появиться, возникнув не в виде очеловеченной утки – забавника Дака, но в вечных и страшных библейских образах усекновения глав (Олоферн и Иоанн), и в современной русской истории с отрубленными головами наших солдат в Чечне.
История не повторяется, она просто продолжается, никогда ни чему не научая человека, маркируя сходные события совершенно по-разному. Художник далек от прямых сопоставлений, тем более, что история с Олоферном подана им как та же карикатура на птичий грипп из модного журнала. Суть проекта в другом: в очевидном переключении значений исходной фактуры. Когда в его инсталляции мы видим дамскую сумочку, "затянутую" яичной скорлупой как кожей крокодила, из которой торчит омерзительный клок спутанной пряди волос, нам становится не по себе, это уже совершенно другой замес эмоций и ассоциаций, аналогичный восприятию книги "Суламифь" у Ансельма Кифера. Аналогия с Кифером возникает неслучайно. Очевидно, что работа с такими мощными материями как национальное сознание, миф и память, сопряженные с почвой и судьбой, вызвали к жизни в чем-то сходные решения. Вещи художника только внешне напоминают истеричные жесты экологов, зеленых и активистов партии защиты животных. Он использует не лобовые, очевидные в своей публицистической злободневности, приемы. Как всегда Кострома работает и с памятью искусства, в данном случае вызывая к жизни сюрреалистические объекты Мерет Оппенхайм, облекшей в мех косули чайный прибор. Материал, фактура способны здесь работать сами по себе, выступая у него детонаторами смыслов, гораздо более мощных и значительных, чем, может быть, полагаем мы, попавшись на простую формулу – H5N1.
Галерея М. Гельмана
Россия 119180
Москва, Малая Полянка, 7/7-5
тел. +7 (495) 238-84-92
факс +7 (495) 238-40-40
www.guelman.ru
polyanka@guelman.ru
gallery@guelman.ru
21.11.2006, 08:10