Культура
Фотографическая история. 1840 – 1950 годы.
Российский государственный архив литературы и искусства обладает одной из богатейших коллекций российской фотографии. Но фотография не образует самостоятельный фонд хранения, она рассредоточена по фондам крупнейших институций в области литературы, искусства, кинематографии России и личным фондам выдающихся деятелей отечественной культуры. Однако в последние годы фотография все чаще становится предметом самостоятельного интереса.
Выставка "Фотографическая история. 1840 – 1950", подготовленная РГАЛИ совместно с Московским музеем современного искусства при поддержке Фонда Форда, представляет фотографические произведения из собрания архива с точки зрения их художественной ценности. Некоторые из снимков, вошедших в состав выставки, будут экспонироваться для широкой публики впервые. В ходе подготовки выставки кураторов ожидало множество открытий: фотографии первой русской подводной лодки "Дельфин" во время отправки ее к театру военных действий русско-японской войны 1904-1905 годов, оригинальные выставочные отпечатки 1930-х годов классиков советского фоторепортажа Макса Альперта, Аркадия Шишкина, Дмитрия Дебабова, Марка Маркова-Гринберга, Сергея Струнникова, театральные портреты Василия Улитина, довоенные снимки советских лидеров на трибуне мавзолея Евгения Явно...
Поистине драгоценным подарком стал подписанный автором шарж на Сергея Эйзенштейна, выполненный великим венгерским фотографом и художником Ласло Мохоли-Надем в технике фотограммы. В этом произведении образ великого новатора кинематографа представлен художником, повлиявшим и на ход формирования языка современной фотографии, и на процесс признания ее искусством. Поэтому показ этой уникальной работы станет масштабным событием как для российской культуры, так и для мирового фотографического сообщества. Тем интереснее увидеть на одной выставке рядом с фотограммой из Берлина произведения Эль Лисицкого, созданные в той же технике, и работы Александра Родченко, среди которых портрет кинооператора Михаила Кауфмана. "Фотографическая история. 1840 – 1950" – выставка к изучению истории российской фотографии, но поскольку эта история является неотъемлемой частью развития мировой фотографии, то выставка в Московском музее современного искусства становится еще сжатым изложением и ее истории, изменения ее стилей, жанров, эволюции техники.
Эта экспозиция объединила фотографические стили и жанры более чем за 100 лет: заказной и психологический портрет, художественный пейзаж и ландшафтная фотография, съемка архитектуры и жанр, постановочный и документальный, репортаж, этнографическая фотография...
При взгляде на фотографические штудии XIX века рождаются воспоминания об академической живописи, затем наступает период романтического декадансного пикториализма, бравурный соцреалистический советский фоторепортаж, конструктивистские опыты в театральной фотографии и съемках для журнала "Наши достижения" и "СССР на стройке". И в то же время "Фотографическая история. 1840 – 1950" – это история нашей страны в фотографиях, в ней четко прослежены и отражены влияния политического контекста на развитие культуры в целом и фотографии как части ее. На выставке соседствуют портреты Ивана Бунина и Владимира Маяковского, семьи Шереметевых и Семена Буденного, Соломона Михоэлса и Константина Станиславского, Всеволода Мейерхольда и Лили Брик. В экспозицию из 300 фотографий вошли произведения и классиков, и неизвестных фотографов.
Выставка сопровождается подготовленным РГАЛИ художественным альбомом "XIX век в фотографиях. Из коллекции Михаила Виллие" (М.: РГАЛИ, МЦФР, 2005) и мультимедийными изданиями, в которые вошли самые выдающиеся произведения из фотографического собрания РГАЛИ.
Открытие выставки: 12 октября 2006 года в 18.00.
Московский музей современного искусства - Москва, Петровка, 25.
Тел. для справок и аккредитации: 232 50 88, 200 66 60
Выставка открыта по 2 ноября 2006 года с 12.00 до 20.00 ежедневно, кроме вторника
12.10.2006, 07:17