Культура
Макс Талинг, "Мятежная Луна"
С 26 сентября по 17 октября, в Айдан Галерее (Москва) пройдет выставка Макса Талинга "Мятежная луна".
"Макс Талинг" – не артистический псевдоним, а заурядная редукция неудобоваримого для российского уха паспортного имени родившегося в Эстонии художника, картины автора, несмотря на их нарочитый маньеризм и технологическую маэстрию, совершенно естественны и просты. Выбранная экзотическая техника – грифель по холсту – должна всего лишь помочь зрителю внимательнее вглядеться в изображение, увидеть в мерцающем на светлом монохромном фоне абрисе непосредственную человеческую реакцию, рассмотреть тончайшие психологические нюансы, зафиксированные в хрупкости карандашного рисунка. Главное, здесь есть что рассматривать. Долгому и кропотливому процессу создания эстетской и почти декадентской, находящейся в заповедной зоне чистого искусства работы предшествует жесткий эксперимент в режиме "реального времени". Талинг под объективом фотокамеры заставляет внутренне обнажиться своих моделей – не важно, кто это будет, неблагополучная дикарка с бритвой в кулаке, задержанная в милицейском участке, или образцовая отличница из хорошей семьи, которая пришла в студию художника в сопровождении мамы. Длительная фотосессия уравнивает ту и другую, провоцируя на взрыв чувств, который передают расширенные зрачки, перекошенный рот, агрессивная поза, где похоть сопряжена с ненавистью. И скромные призрачные одежды героинь передают их эмоциональную оголенность, вызвать которую и пытается художник.
Картины Талинга в своей технической изощренности осциллируют между графикой и живописью, не подпадая под канонические определения. Но точно так же неуловима для кодификации его эстетика. Что это, психологический реализм – или постановочная провокация? Срез жизни – или маниакальная игра в эротические перверсии? Попытка передать подсознательные глубины женской идентичности – или нарочитый театр с заранее предуготовленной пьесой-сценарием? В конце концов, реабилитация традиционной артистической техники в стенах модной галереи – или очередной триумф шокирующего актуального искусства?
Для самого художника в его работах нет никакой искусственности. Он не принимает сравнений с венскими декадентами Климтом и Шиле, пострадавшими "за порнографию". Отрицает влияние эстетики гламурного журнала или рекламного биллборда на позы и жесты своих красавиц, впавших в эротический транс. Всерьез увлечен погружением в их внутренний мир. Однако мир этот, словно сказочные ворота пещеры, открывается лишь на миг, и не мастеровитый карандаш художника, а тупой объектив фотографа способен успеть вскочить в него за минуты. А дальше рутина артистической работы над холстом подменяет собой мгновение непосредственности. И получающаяся картина является авторской суммацией впечатлений и ощущений. И слишком красивое название выставки подтверждает непреложность артификации. И, опять же, слишком манерна техника лепки изображения в жанре "грифельной оды".
Но – луна все-таки мятежна. И работы Макса Талинга ускользают от однозначного восприятия. Их интерпретации тают на глазах – как само резкое изображение, всегда готовое скрыться в дымке светлого задника."
26.09.2006, 20:15