Культура
Лена Хейдиз, "180°. Опрокинутый мир". Галерея "Кино"
Фотобиеннале-2006, проект Лены Хейдиз - "180°. Опрокинутый мир." (Фотография, видео, инсталляция.)
Галерея Кино 22 – 31 марта 2006 г.
Вернисаж для гостей и прессы – 21 марта (вт.) в 18.00.
Stilleben значит "тихая жизнь". Натюрморт значит "мёртвая природа". Для Лены Хейдиз, играющей в своем искусстве словами, понятиями, смыслами, "тихой жизнью" становится не натюрморт, а поверхность воды. "Отражение на глади пруда – это тоже "тихая жизнь" и "мёртвая природа", – говорит художница. "Изредка мёртвую тишину нарушает плеск рыбы или шум крыльев взлетающей утки. Люди гуляют вдоль пруда, они редко замечают болотную ряску на поверхности и тину на дне: мир пруда кажется им призрачным и неинтересным. Но стоит только перевернуть картинку, и призрачным становится мир людей: откуда-то появляясь, люди проходят мимо и исчезают. Может, люди – это рябь ветерка на тихой глади пруда? А сама "реальность" и "актуальность" – это лишь рябь иллюзии на безбрежной глади океана вечности?"
Концепция – исследование лягушачьего "царствия небесного" – зародилась летом 2005 года, когда автор проекта Лена Хейдиз созерцала, снимала, изучала и исследовала поверхность пруда в Кусковском парке, перечитывая "Тропик рака" Генри Миллера и Евангелие от Луки одновременно: "Не могу себе представить,что это за царствие небесное, о котором так мечтает все человечество. Лягушачье, наверное. Тухлый воздух, тина, кувшинки, гниющая вода. Сиди себе на листьях кувшинок и квакай спокойно весь день. Я думаю... Царствие Божие внутри вас есть". Таким образом, болотное "царствие" стало предметом художественной рефлексии, а в исследовании его была предпринята попытка выхода из мира профанного в мир сакральный путем простого опрокидывания с ног на голову.
Лена Хейдиз, которую Ж.-К. Амманн, один из самых авторитетных в мире искусствоведов и кураторов, назвал "дервишем, который не столько заклинает коллективную память, сколько пребывает в постоянном движении самой мысли и памяти современности", "первая ницшеанка кисти", известна зрителю как автор, куратор, участник более чем шестидесяти персональных и групповых выставок в России и за рубежом. Она не впервые обращается к фотографии, техническими приемами которой художница овладела уже в пять лет, самостоятельно составляя проявитель и фиксаж для фотопленки и бумаги и делая первые в своей жизни снимки. Видимо, эта ранняя инициация в фотоискусство позволяет Хейдиз уверенно и успешно работать над собственными художественными проектами.
Лена Хейдиз – это не только фотохудожник, чьи работы замечательны глубиной философского дискурса и снайперской точностью художественной композиции, но и известный живописец, график и теоретик современного искусства: ее работы находятся в коллекции Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Государственного музея А. С. Пушкина, в коллекциях Ж.-К. Амманна (Германия), Л. Ривьелло (Италия), М. Джудичи (Италия), Э. Бельтрани (Италия), В. Пениче (Мексика), Д. Мадзолини (Италия), Д. Бахарева (Россия), Р. Барона (Россия), С. Попова (Россия) и т.д.
Куратор проекта Елена Юренева.
Аккредитация, дополнительная информация и иллюстрации: тел. 291 9115, т./ф. 202 2743, gallerykino@hotbox.ru, lena@hades.ru,
Адрес: Большой Ржевский пер., д. 8 (вход с ул. М. Молчановка), тел. 291 9115, www.gallerykino.ru
Выставка открыта с 22.03. до 31.03. с 12:00 до 19:00 ежедневно, кр. сб. вс
20.03.2006, 08:51