Избранное обо всём


Культура

Умер великий писатель

EXCLUSIVE

Ушел из жизни Василий Павлович Аксенов. Последний год он очень тяжело болел, и как-то мне позвонил Михаил Веллер и сказал, что, вроде бы, Василий Павлович выбирается, но получилось так же, как в случае Мишенькой Генделевым - добрая весть оказалась, к сожалению, преждевременной. И вот страшная новость, что Василий Павлович ушел из жизни.

"Василий Павлович - человек абсолютно без пафоса, с раннего возраста ставший популярным, принимавший эту любовь и очень бережно к ней относившийся."

Так получилось, что в последние несколько лет я регулярно встречался с Василием Павловичем и он, конечно, меня всегда поражал. У него очень красивый характерный голос, такой необычный, такой низкий, глуховатый, и он потрясающе говорил по-русски, и он фантастически радовался. Никогда не забуду, как Генделев устраивал у себя один из замечательных вечеров, как он это умел делать, широко, красиво, он готовил. И присутствовал Василий Павлович Аксенов, а Мишенька очень любил Василия Павловича, у них было чувство очень глубокого уважения друг к другу как у выдающихся творческих людей, и пришел Михаил Веллер. И завязался между ними разговор, и Веллер стал цитировать на память страницы из Аксенова. И Василий Павлович был так этому приятно удивлен, он говорил: «Да я и сам уже этих текстов не помню», и у него была такая абсолютная детская радость. Настолько он умел искренне чувствовать жизнь.

Он очень рано стал известным. Но вначале он стал известным в органах госбезопасности - его родители были репрессированы, его отдали в детский дом, и только спустя несколько лет его забрала мать, вышедшая из лагеря. Сначала, в 1938 году, Василия Павловича разыскал его дядя, а потом, в 47-м году, произошла уже встреча с матерью. То есть жизнь его была не очень радостная.

Аксенов ассоциировался с новым временем, с новым веянием, с «оттепелью». Точно так же, как поэты на площади перед памятником Маяковскому, казалось, что вот это новое время пришло. Вообще страшно себе представить, насколько на несчастном Василии Павловиче можно изучать историю России - репрессии, «оттепель», потом вот это страшное брежневское - не время, время не было страшным, - но вот эта страшная дурь, когда неугодных предавали сначала забвению, лишали их средств к существованию, а потом выбрасывали из страны. И Василия Павловича практически выбросили из страны, в 80-м году он уехал, и думал, что уезжает навсегда. Он уехал в Америку, там занимался преподаванием, студенты его обожали, он читал им русскую литературу, и продолжал много-много писать. Удивительно, как повторяется история советского времени: сначала это был пароход с философами, которые не понадобились большевистской России и лучшие умы были высланы из страны. А потом в маразматическом брежневском угаре такой же подход стал применяться и по отношению к нашим писателям, и сколько талантливых людей были выгнаны из страны, выдавлены. И, конечно, огромная благодарность и Горбачеву, и Ельцину за то, что они исправили эту вопиющую глупость и подлость, и вернули гражданство, вернули на родину многих деятелей культуры, тем самым, если угодно, выполнив свой исторический долг, потому что, конечно, такие люди должны быть в России, должны жить в России, должны чувствовать себя частью России. Одно из главных преступлений советской власти, я считаю, это колоссальная ненависть к людям, которая проявлялась и в репрессиях по отношению к гражданам России и Советского Союза, и вот это неуважение к человеческой личности, к людям, которым ломали судьбу, которых вышвыривали, которых лишали родины. Мне часто приходилось сталкиваться с таким мнением, что если бы не было Хрущева, Сталина, Брежнева, то не было бы и Солженицына, и других. Но это, конечно, глубочайшее заблуждение, потому что Лев Николаевич Толстой был бы независимым, несмотря на то, какой был бы строй. Понимаете, когда рождается такой талант, то окружающий мир по большому счету дает почву для размышлений и создает проблемы. Если бы не было Хрущева, Сталина, Брежнева и иже с ними, то Аксенов написал бы еще больше, его жизнь была бы более счастливой, и он бы жил до сих пор, и, может быть, прожил еще много-много лет.

Когда Аксенов пишет, он сразу взрывает вокруг себя общество и становится колоссально обожаемым, любимым. Солженицын тоже прошел через многое, громко, шумно, писал, сочетая в себе литературу и такое активное бунтарство, публицистику. Василий Павлович пошел по другому пути, но в его произведениях, казалось бы, внешне менее разоблачительных, чем произведения Солженицына, есть и свет, и грусть, и, конечно, феноменальный русский язык - то, чего не было у Солженицына. Конечно, он очень большой стилист. Не случайно Ерофеев сказал, что Аксенов создал язык своего поколения. Он очень трепетно относился к писательскому процессу, к самому творчеству, и много работал. До своей болезни он писал, писал и писал. У каждого из нас есть свои любимые произведения Аксенова. Это он во многом вернул в обиход понятие машина «Руссо-Балт», которые сейчас даже стали снова производить. У него в «Острове Крым» присутствует эта машина, и гонки на этих машинах, вообще, машины там являются одним из действующих лиц. Каждый человек моего возраста не мог пройти мимо «Апельсинов из Марокко» или «Затоваренной бочкотары», люди постарше - это и «Коллеги», и, конечно, «Звездный билет», его потрясающая экранизация, фильм назывался, если вы помните, «Мой младший брат». Современный зритель не мог не влюбиться в «Московскую сагу» - это же тоже по Василию Павловичу. Интересно, что «Московскую сагу» Василий Павлович писал, находясь в Америке.

Василий Павлович - человек абсолютно без пафоса, с раннего возраста ставший популярным, принимавший эту любовь и очень бережно к ней относившийся. В нем не было никакого зазнайства, фанфаронства, была такая самоирония, но и уважение к себе и к остальным. При этом он ни в коей мере не стеснялся в выражениях, если ему казалось, что что-то неправильно, и он очень жестко высказывался по поводу преступлений, как он считал, советской власти. Конечно, радостно, что уже в конце своей жизни, когда вновь вернулся в Россию, Василий Павлович был очень востребован и как автор, и как сценарист, и был окружен любовью и признанием, в том числе и власти. И большую роль, кстати, сыграл здесь, как ни странно это может показаться, мэр Казани. Немногие знают, что Василий Павлович родился 20 августа 1932 года в Казани. И, конечно, Ильсур Метшин очень большое внимание оказал Василию Павловичу, создал музей, и сейчас там регулярно проводится фестиваль имени Аксенова. И это очень тонко, очень красиво и с большим вкусом всегда делается. К сожалению, аналогичным пониманием значимости Василия Павловича Аксенова не обладали в советское время стареющие партийные бонзы. Иначе, может быть, десятилетий, которые Василий Павлович провел в отрыве от России, в отрыве от родины, можно было бы избежать.

Он оставил очень большое наследие, множество книг. Когда я читал его работы 1998 года, вот «Новый сладостный стиль», например, я в нее просто влюбился. Последний его роман - это «Москва Ква-Ква», и «Редкие земли», ну и конечно, сценарии к фильмам, и фильмов довольно много, и пьесы, человек очень много работал. Много и замечательно. При этом, кажется, большой писатель, мудрый человек, но он веселился как ребенок от совершенно необычных вещей. Он очень любил Андрея Макаревича, ему нравилось общаться с Андреем. Он вообще как-то очень жадно относился к людям, он хотел их слушать, у него такая была очень характерная посадка головы, и вот ему хотелось говорить, рассказывать, он был идеальный собеседник. Помню, как однажды мы нашей обычной компанией зашли в маленькую забегаловку, была очень вкусная армянская еда, и как наслаждался Василий Павлович вот этой простой, но вкусной едой, этой сочной беседой. И когда я находился с ним рядом, казалось, что время останавливается, оно прекращало свой бег и ты понимал, что общаешься с человеком и это - человек-вселенная, это такой размер человеческого таланта, личностного обаяния. Это был человек абсолютно другой эпохи, настоящий русский интеллигент. И вот теперь его нет, это очень странно понимать.

Какой-то год пошел тяжелый, уходит поколение. И, наверное, даже сложно говорить о поколении, потому что если Василий Павлович и Зыкина были близки по возрасту, то, конечно, когда ушел Янковский, и Мишенька Генделев, это ужасно тяжело, это были люди лет на 20 моложе, но, тем не менее, очень значимые для нашей культуры. Уходят, конечно, значимые люди, большие, очень большие. Но остаются их произведения. Конечно, многие будут сейчас говорить, что вот, вы, евреи, своих выгораживаете. Да, действительно, мама Василия Павловича - Евгения Семеновна Гинзбург, отец - Павел Васильевич Аксенов, но это абсолютно естественно, и, кстати, характерно для интеллигенции. Я не имею в виду еврейскую кровь, а имею в виду многонациональный состав. У Василия Павловича есть произведение, оно называется «Ожог». Оно такое автобиографическое, и там он описывает свое тяжелое магаданское житье - для всех тех, у кого есть иллюзии по поводу прелестей советской власти. Я его читал еще в самиздате, и было ощущение прикосновения к совершенно иной реальности, потрясающее произведение.

Хочу еще добавить, что недавно в Москве проходила какая-то серьезная конференция, где обсуждали проблемы откровенной деградации русского языка. Я считаю, при всем уважении к современным писателям и к их поискам в области русского языка, что таких стилистов, как Василий Павлович Аксенов, сейчас нет. Мы потеряли великого писателя, а главное, мы потеряли человека, произведения которого были камертоном словесности.

Владимир Соловьев

Обсуждение:
Блог Владимира Соловьева
Группа "Владимир Соловьев. Для неравнодушных" VKONTAKTE.ru
Блог 2 - зеркало на LiveInternet
Блог 3 - зеркало на LiveJournal

07.07.2009, 15:40


Евгения Войко:
«Необходимость привлечения достаточно сильного религиозного фактора обусловлена шатким внутриполитическим положением украинского президента.»
Павел Святенков:
«Для того, чтобы быть ближе к народу, политику в наши дни надо уметь шутить над собой. Комикс все эти задачи решает. Он подчеркнуто лоялен лично к Грызлову.»
Валерий Богомолов:
«Cвоей настоятельной рекомендацией в отношении Южной Осетии и Абхазии, адресованной белорусским гражданам, Лукашенко, как говорится, насыпал соль в кастрюлю соседа.»

Календарь
« Апр 2024 г. »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30







Ваш возраст

Результаты опроса





Главная тема
Америка – неизвестная и удивительная

Владимир Соловьев: «Мы все имеем какое-то представление о том, что же это за страна - Америка. При этом в России сейчас крайне моден антиамериканизм, принято говорить, что у них все плохо, они виновники мирового кризиса, они тупые и жирные, постоянно жрущие в «Макдональдсе», не занимающиеся спортом, и вообще все вокруг одно китайское. Так вот, дорогие друзья, спешу вас заверить, что, конечно, в этом есть частичная правда. Но это настолько же правда, как то, что русские играют на балалайке.»


Новости культуры,
анонсы событий
25.02.2015
50 лет Smokie
25 февраля 2015 группа Smokie отметит в Крокусс Сити Холее свой 50-летний юбилей! Отметят они его рандиозным трехчасовым концертом с участием многих именитых гостей, музыкантов легендарных ВИА, рожденных в СССР: Ариэль, Аракс, Добры Молодцы, Синяя Птица.25 февраля 2015 группа Smokie отметит в Крокусс Сити Холее свой 50-летний юбилей!
13.02.2015
Презентация книги Антона Долина «Ларс фон Триер. Контрольные работы»
Один из самых известных российских кинокритиков Антон Долин представит второе издание своей книги о скандальном режиссере Ларсе фон Триере. Презентация пройдет 18 февраля в 19:00, в Кинотеатре «Пионер», по адресу Кутузовский просп., 21.

13.02.2015
Великие модернисты. Революция в искусстве
Очередная мультимедийная выставка открывается в столице в пятницу, 13-го. Публике покажут работы девяти знаменитых представителей эпохи модернизма: Гогена, Руссо, Тулуз-Лотрека, Климта, Синьяка, Мунка, Модильяни, Кандинского и Малевича. Выставка будет проходить до 31 мая в Центр дизайна Artplay по адресу: ул. Нижняя Сыромятническая, 10
24.01.2015
ABBA THE SHOW пройдет в Крокус Сити Холле
24 января 2015 в Крокус Сити Холле можно будет увидеть ABBA THE SHOW. Нынешним турне, ABBA THE SHOW отмечает юбилейную дату, 40 лет как ABBA отправилась на свои первые аншлаговые гастроли в январе 1975-го!
28.07.2009
«Танцы Минус» выступят в «16 Тонн»
14 августа в клубе «16 Тонн» состоится концерт группы «Танцы Минус». Начало выступления в 21:00.
27.07.2009
Сьюзан Вега в Москве
31 июля в клубе «Б1 Максимум» Сьюзан Вега познакомит москвичей с классикой фолка. Начало концерта в 21:00.
25.07.2009
Пикник "Афиши" в очередной раз готовится принять сотни жителей столицы
Британская ска-группа Madness возглавит музыкальный лайн-ап пикника "Афиши", который пройдет в Коломенском 8 августа.
24.07.2009
«Ногу свело!» выступит в клубе «Б2»
31 июля авторы культового «Хару Мамбуру» группа «Ногу свело!» дадут свой большой сольный концерт в клубе «Б2». Начало в 23:00.
23.07.2009
«Би-2» в «Б2»
24 июля группа «Би-2» выступит в клубе «Б2». Специальным гостем станет проект Zvonok Hip-Rock. Начало в 23:00.
22.07.2009
Рок-фестиваль «Уроки Русского» в Зеленом театре Парка Горького
8 августа в Зеленом театре Парка Горького состоится единственный летний open-air в Москве - рок-фестиваль «Уроки Русского».



Дизайн и программное обеспечение — ЭЛКОС (ELCOS)

© 2005—2024 Империя Музыки, TRELI.ru


Статистика
  • Rambler's Top100



  • Продюсер Табриз Шахиди: концерты, гастроли, презентации, новые имена