Культура
Опера "Лючия ди Ламмермур"
Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко ставит роскошную трагедию про честь и любовь с тремя трупами в финале. Премьера 13 и 16 февраля.
Евгения Афанасьева |
---|
Три полноценных акта со всеми вытекающими продюсерскими последствиями. Целая россыпь вокальных сложностей, подступиться к которым может только команда настоящих профи (Лючию пели Аделина Патти, Мария Каллас, Джоан Сазерленд и другие бессмертные). Веский литературный сюжет, требующий от вокалистов недюжинных актерских сил, а от постановщиков — грамотных режиссерских решений. «Лючия де Ламмермур» Гаэтано Доницетти — опера золотой поры бельканто, которая могла бы сделать честь любому театру. Взвесив свои возможности, МАМТ взялся за «Лючию» — честь и хвала ему уже за храбрость.
Либретто основано на романе Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста», пишет vashdosug.ru. Эгоистичный брат хочет выдать Лючию замуж за знатного лорда, чтобы наладить собственные дела. Она же тайно помолвлена с врагом семейства. Итогом коварства и любви станут три трупа: Лючия пронзит шпагой нелюбимого жениха и покончит с собой, а ее любимый, как порядочный человек, не сумеет этого пережить. Трудолюбивый Доницетти всю свою композиторскую жизнь строчил по две-три оперы в год. Но «Лючия» признана его лучшим творением и одной из лучших опер бельканто. И исполняется она даже чаще, чем комические «Дочь полка» и «Любовный напиток», подкупающие куда более веселой развязкой сюжета.
Любопытна история «наших» постановок «Лючии». Через три года после миланской премьеры ее уже пели в… Одессе, силами местной итальянской труппы. В Петербурге она появилась через пять лет. А вот в Москве мелькнула в конце позапрошлого века, и с тех пор петь «Лючию» никто не отваживался. Только что она появилась в Мариинском, в постановке Джона Дойла: премьеру 14 января «подогнали» под возвращение на сцену Анны Нетребко.
«Лючия» написана в ту золотую для вокалистов пору, когда опера должна была в первую очередь показать красоту и силу голоса, а задачей оркестра было лишь обслуживать певцов. Результат: сразу после премьеры ее арии насвистывали мастеровые на итальянских улицах, весь 19 век их напевали герои романов, а сейчас они постоянно мелькают на концертах. Вот и для примадонны МАМТа Хиблы Герзмавы нынешняя Лючия - премьера только на родной сцене, за границей она ее пела не раз. Настоящий «первый бал» ждет героиню второго состава, юную Евгению Афанасьеву. В МАМТе у певиц будут и непростые актерские задачи. Ставит оперу известный драматический режиссер Адольф Шапиро, решивший обыграть давнюю формулу «театра в театре»: в глубине современной сцены он поставит старинную рампу, так что итало-шотландские герои будут существовать в двух измерениях.
Времена хай-тек не только не отменили ценность шедевра Доницетти, но и примирили ее с другими жанрами. Рингтоны и рекламные заставки не в счет. Миллионы зрителей слышали виртуознейшую арию Лючии из III действия оперы. В этот момент — между убийством жениха и самоубийством — она сходит с ума, и потому долго и красиво блистает колоратурами. Так вот именно эту арию исполняет запредельная космическая дива в фильме Люка Бессона «Пятый элемент», после чего ей по законам оперы и фэнтэзи остается только умереть. Словом, если вам важен первоисточник, а чудо тончайшего вокала важнее грустного сюжета, спешите на премьеру.
11.02.2009, 11:08