Культура
Апгрейд Алисы
16 самых модных художников столицы и один из лучших ее кураторов приготовили беспрецедентный арт-проект «Алиса в стране чудес».
Даже если вы никогда не держали в руках книг Льюиса Кэрролла, то все равно знакомы с Алисой, Шляпником, Чеширским котом и другими персонажами обворожительного бреда made in Wonderland. За более чем полуторавековую историю существования этого словесного ребуса в рядах его почитателей и толкователей отметились десятки талантливых писателей, филологов, режиссеров, актеров и композиторов. Одних только экранизаций и сиквелов можно насчитать свыше сотни, причем, страсти по Алисе не обошли как глянцевых диснеевских рисовальщиков, так и солидных арт-хаусных деятелей.
Парадокс, но самая странная и нелогичная история на свете была придумана очень серьезным человеком. За литературным именем Льюиса Кэрролла скрывался математик-логик Чарльз Лютвидж Доджсон. Убежденный холостяк и оксфордский зануда, он больше всего на свете любил придумывать задачки с арифметическими казусами.
«Алиса в стране чудес», как и многие гениальные вещи, родилась случайно. Летом 1864 года Чарльз взял на лодочную прогулку по Темзе дочерей своего «босса» - декана оксфордского колледжа Christ Church Генри Лидделла. Сестры Лорина, Алиса и Эдит попросили математика рассказать им какую-нибудь сказку. Так вот, сходу, и родилась легендарная фантасмагория, пишет vashdosug.ru.
С русской версией книжки дела обстояли непросто. Сказку преподносили читателям под разными названиями, Алиса была и Соней, и Аней, и Адой, а Wonderland оказывался то Царством дива, то Чудесляндией. Переводчики очень старались, но никому из них до сих пор так и не удалось в полной мере передать все нюансы английской фразеологии, помноженной на кэрролловскую фантазию. Впрочем, вгрызаться в глубинный смысл «Алисы» все еще продолжают даже «коренные зубы» Британской литературоведческой науки. Отыскать ключики от всех дверей этой странной повести старались и фрейдисты, и адепты психоделии, однако найти объективную истину вряд ли возможно.
«А что, если попытаться объяснить искусство искусством?!» – эта мысль пришла в голову неординарной женщины, энтузиасту, если хотите, — Полине Лобачевской. Задумав устроить Wonderland и Зазеркалье в одном флаконе, она обратилась за помощью к актуальным художникам — так родился экспериментальный арт-проект, названный, впрочем, без затей и лишней вычурности - «Алиса в стране чудес».
Работа над ним продолжалась около года и, возможно, он мог бы быть представлен и раньше, вот только финансировать хотя бы в некоторой его части экстравагантный замысел было некому. И тут очень кстати возник шоколадный король Коркунов... Специально к выставке созданы подарочные шоколадки «Алиса».
Задача Лобачевской – убить двух зайцев сразу: разгадать образный ребус и рассказать зрителю о многогранной личности писателя. А потому, первая часть экспозиции носит документальный характер. Здесь вы увидите фотографии Алисы Лиддел, ее сестер и самого Льюиса Кэрролла. Оказывается, автор «Алисы» был одним из пионеров художественной фотографии. Имея в своем распоряжении камеру, больше похожую на деревянный ящик, чем на фотоаппарат, он сумел создать шедевры, которые позже стали признанной классикой искусства света и тени.
Обновленные шедевры будут демонстрироваться при помощи видеопроектора прямо на стенах зала. Отсюда и начнется путешествие, полное неожиданностей…Сквозь зеркальную колоннаду вы попадаете в Страну чудес, населенную по-хорошему безумными арт-объектами. В камерном и очень уютном пространстве галереи легко ощутить себя героем сказочного квеста. Тут растут психоделические грибы Сергея Шутова, известного широкой аудитории по работам в фильме «Асса» и для журнала «Птюч». Здесь же находится необычный ростомер МАБРИ, способный перевести на язык метрической системы силу искусства. По соседству с ним расположилось «Безумное чаепитие» Леонида Тишкова - накрытый по всем правилам этикета и оснащенный электрическим моторчиком стол.
Этажом выше публику ждет апгрейд кэрролловского Зазеркалья. Художники, работавшие над представленными в этом зале экспонатами, бредут в актуальном искусстве совершенно разными тропами, а потому наблюдать их работы по соседству весьма занятно. Ну, где еще вы увидите вместе интеллектуала и эстета Франциско Инфанте и модную художницу (некогда модельера) Катю Филиппову? Подобные оксюмороны возможны разве разве что на «Арт-Москве». В двух шагах от филипповского кота с мордой Бэкхэма разместился «Чеширский институт улыбки» человека-феерии Андрея Бартенева и огромный 80-литровый резервуар с водой («Выпей меня»), созданный художником Александром Пономаревым. На этом сюрпризы удивительной страны не заканчиваются, однако, по просьбе куратора, мы не станем раскрывать все тайны.
Та Алиса, которую увидели современные авторы, – это усовершенствованная модель кэрролловской героини, которая попадает в Царство Дива уже не сквозь зеркало, а сквозь монитор компьютера. Безумное концептуальное пространство подобно огромному аттракциону, и, вне зависимости от того, приметесь ли вы анализировать все происходящее или просто будете наслаждаться причудливой формой окружающих объектов, удовольствие гарантировано.
19.12.2008, 10:30