Культура
Жанна вне жанра
У Жанны Агузаровой репутация едва ли не самой эксцентричной певицы в стране. Чистый, звонкий, хрустального тембра голос, какого больше ни у кого нет, и который можно будет услышать в «Б1 Maximum» 20 сентября.
Жанна Агузарова |
---|
Датско-подданная из Колывани
Сведения о детстве и даже точная дата рождения Агузаровой покрыты туманом. Вроде бы росла в поселке Колывань Новосибирской области, в прошлом известном своим гранильным заводом. В Эрмитаже хранится 19-тонная ваза из яшмы – произведение местных мастеров. Думается, что Жанной Хасановной колыванцы гордятся не меньше.
Провалившись на экзаменах в театральные вузы Новосибирска и Ростова-на-Дону, Агузарова приезжает в Москву. Чтобы закрепиться в столице, поступает в техникум учиться на маляра. Вместо подлинного удостоверения личности устраивает себе какой-то фантастический паспорт, переделанный из мужского. Подправив имя, Жанна становится Иванной Андерс. Оформив документ разноцветными красками, вклеив туда свою фотографию, Агузарова добавляет еще и сведения о том, что она «датско-подданная». Сегодня такой жест назвали бы художественной акцией. Но в 1984-м году ей эти художества встали боком. Во время недолгого царствования генсека Андропова власти стали «закручивать гайки» на всех фронтах, в том числе и культурно-идеологическом. Рок-музыкантов из андеграунда отлавливали и учили уму-разуму. Группу «Браво» арестовали во время концерта. Музыкантов собирались прищучить за нелегальную торговлю билетами, но такого подарка, как паспорт «Иванны Андерс», милиция даже вообразить себе не могла. Агузарову помещают сначала в Бутырку, потом в институт судебной психиатрии им. Сербского. После этого отправляют на принудительные работы в леспромхоз. В общем, почти как Бродского. Только «Браво» и за тот короткий срок – несколько месяцев – до ареста успели как следует прославиться.
Браво, «Браво»!
В «Браво» Агузарова попала следующим образом. Освоившись в Москве, «Иванна» быстро проникла в московскую андеграундную тусовку. Тяга к экстравагантности была реализована в том числе в дружбе со знаменитой группой художников-музыкантов «Мухоморы». Знакомые рекомендуют ее Евгению Хавтану (в то время группа была еще без названия - его Жанна принесла с собой). Идею ретро-команды придумал Гарик Сукачев. Он там некоторое время и пел, правда, потом Хавтан надумал найти нового фронтмена. В 1984 году у «Браво» было чем удивить рок-андеграунд. Вместо тяжкой рефлексии русского рока, вместо гитарных хард-роковых запилов – лихая смесь ретро и «новой волны». «Браво» моментально становится сенсацией. Ну, а затем - леспромхоз.
Однако «воспитательные меры» государства не сбили Агузарову с намеченного пути. Певица возвращается в Москву, а тут случается перестройка, и группа выходит из подполья. Музыкантов подмечает Алла Пугачева, начинает покровительствовать, - в частности в 1986 году просто как мама опекает их на телепередаче «Музыкальный ринг».
Пару лет «Браво» были на самом пике. Но довольно скоро произошла весьма распространенная в поп-музыке история: амбиции Жанны вышли за рамки группы. В команде к тому времени уже накопилась усталость от долгих, изматывающих гастролей. Агузарова начинает вести себя как капризная суперзвезда, не раз опаздывает на самолет. Хавтану приходится приглашать запасных певиц, которые подменяют знаменитость, пишет vashdosug.ru.
В свободном полете
В 1988 году Агузарова уходит из «Браво» и начинает сольную карьеру. В этом ей сначала помогает Пугачева. Но два ядреных характера плохо совмещаются – долго под крылом Аллы Борисовны Жанна Хасановна не задержалась. Спустя несколько лет она сделает своеобразный «трибьют» Пугачевой – полуджазовую кавер-версию знаменитой песни «Три счастливых дня». В 1990-м году выходит ее первая сольная пластинка, известная под названием «Русский альбом». До сих пор это единственный полноценный ее сольник. Практически все песни диска Жанна написала сама. Амбиции певицы растут, а в стране между тем начинается развал, так что в 1991 году Агузарова решает ехать покорять Америку. Завоевать Штаты оказалось не так просто, как родной Советский Союз. Пять лет она провела за океаном. Пела в лос-анджелесском ресторане Black Sea для эмигрантской публики. Через какое-то время ее оттуда попросили: хозяева хотели от Агузаровой четкого исполнения заказанного репертуара и тяжело переносили ее импровизации. Хотя певица вспоминает о ресторане с благодарностью, потому что «рок-н-ролл – это капризность и избалованность», а тут с 9 вечера до 3 ночи она обязана была петь. «В профессиональном плане меня это закалило на долгую дорогу».
Окончив специальные курсы, Жанна начала диджеить на одной из радиостанций. Училась в знаменитой театральной школе Ли Страсберга. Начала было озвучивать какой-то голливудский фильм, но поссорилась с продюсером на почве того, с каким ударением в царской семье произносили слово «папа». В один прекрасный лос-анджелесский день, как певица сама объясняла, к ней пришла муза и сообщила, что отныне ее имя – Nineteen Ninety’s («Девятнадцать девяностых»). Поняв намек, Жанна собрала одноименный проект из местных музыкантов. Кстати, с ним приезжала на гастроли в Россию. С еще одним героем московского андерграунда 1980-х – лидером группы «Центр» Василием Шумовым, уехавшим в Штаты на ПМЖ, записала два альбома – «Тектоникак» и Nineteen Ninety’s. В общем, в Америке Жанна не скучала: писала картины, работала шофером в реабилитационном центре для знаменитостей, посылала телеграммы Стингу, убеждая певца приехать в Россию. Кстати, Стинг в конце концов действительно приехал.
Возвращение домой
Но покорить «Дикий Запад» по-настоящему не получилось. В 1996 году певица вернулась в Россию. Общественность с изумлением наблюдала за «новой Агузаровой», которая прочно вошла в образ женщины из космоса. 1990-е в России – пестрое время – расцвет клубной культуры, и певица здесь чувствовала себя, как рыба в воде. Наряды и вообще весь внешний вид становятся все причудливее. Время от времени она подогревает интерес к себе отдельными песнями, но полноценного нового альбома за это время почему-то так и не случилось. Выходящие пластинки представляют собой сборники с добавлением нескольких свежих треков.
В этом году у Агузаровой вышла пластинка под названием «Радуга» - на ней новые вещи соседствуют с никогда ранее не публиковавшимися раритетами эпохи «Браво», а также довольно странного качества концертными записями. Центральный хит – «Радуга» - певица записала вместе с группой Dub TV.
Харизма, талант, дар Божий – вот что приходит на ум, когда думаешь об Агузаровой. Талант, которым, как кажется, в некоторые периоды своей жизни певица и не знала, как толком распорядиться. В конце 1990-х в одном из интервью она сказала: «Что касается меня, то я до сих пор пребываю в таком несостоявшемся состоянии. Меня это очень радует, потому что продлевает юность». Кажется, несмотря на все достижения, эти ее слова акутальны и по сей день.
12.09.2008, 12:20