Культура
Выставка "Россия: Сокровенный Другой / Significant Other" (Западные художники о России)
Выставка: Россия: Сокровенный Другой / Significant Other (Западные художники о России)
Художники: Нам Джун Пайк и Дмитрий Девяткин (США/Россия), Марк Бозвелл (США), Жаклин Госс (США), Джим Финн (США), Сьюзан Келли (Ирландия), Маттс Лейдерштам (Швеция), Карлос Мотта (Колумбия/США), Рикардо Миранда Зунига (США), neuroTransmitter (США), .
В рамках выставки 8 февраля пройдет круглый стол с участием российских и иностранных художников. Начало в 16 00.
В английском языке выражение Significant Other принято применять в описаниях отношений между интимными партнерами, которые хотят избежать официальных обозначений ролей по отношению к друг другу.
На протяжении всего прошлого столетия Запад узнавал о России через призму культурных и исторических стереотипов, порожденных войнами, политической параноей и, в конце концов, через физическую дистанцию. Путешествия культурных деятелей Запада по Советскому Союзу не изменяли общего мнения об СССР – лишь усиливали отчужденность и ощущение враждебности советской действительности к иностранному наблюдателю. "Роccия в близком приближении не оправдывала западной мечты – она очаровывала только на расстоянии" (Михаил Рыклин, "Пространство ликования: тоталитаризм и различие").
Исследование западных представлений о России, стереотипов России и влияния "русской темы" на мироощущение Запада в целом – цель этой выставки. Понять, какая правда и какая ложь связывала Россию и Запад в ушедшую эпоху – один из способов примирения прошлого и настоящего России и Запада. Это попытка приглядеться на расстоянии к образу России, в котором утопии и мифологии играли и играют огромную роль. Эта выставка – также свидетельство продолжительных попыток Запада установить связь с Россией, которая до недавнего времени была самым враждебным и самым желанным Другим; установить эту связь через анализ собственной политической и культурной истории.
Работы на выставке Россия: Сокровенный Другой / Significant Other рассказывают историю политических и социальных утопий, культурных мифов и традиций, которые в связывали Россию и Запад в разные исторические периоды. В 1978 году Нам Джун Пайк и Дмитрий Девяткин в своем совместном фильме Медиа-Шаттл: Нью-Йорк-Москва продемонстрировали альтернативный путь сближения двух идеологических врагов при помощи медийных технологий – видео и телевещания – и обмена свободной от идеологии художественной продукцией, оставаясь при этом на дистанции, установленной Холодной войной. Работы современных художников Марка Бозвила, Джима Финна, Карлоса Мотты и Рикардо Миранда Зунига показывают, что, возможно, из всех образов России коммунистическая утопия остается одной из наиболее востребованных на Западе. В работе группы neuroTransmitter эта утопия реализуется через обращение к радио как известному средству пропаганды в советские времена и, с другой стороны, протестировать статус радио в условиях "управляемой демократии" современной России. Видео Жаклин Госс "Как исправить мир", обращаясь к истории народного просвещения в Советском Узбекистане в 1930-х годах, реанимирует идею воспитания "нового человека" в массах. Тот же воспитательный и коллективистский пафос, только в обращении к современным массам, реализуется в проекте Сьюзан Келли Что делать? Работа Маттса Лейдерштама, исследуя судьбы отдельных картин европейских художников из частных российских коллекций и коллекций питербургских музеев, размышляет о месте России в истории европейского искусства в те периоды, когда Россия строила государственность, соединяя национальную идею и проект культурной европеизации.
8 февраля в рамках выставки пройдет круглый стол с участием российских и американских художников, культурологов, публицистов.
Организаторы выставки выражают признательность следующим культурным институциям, поддержавшим проект: Trust for Mutual Understanding, New York; British Council; The Arts Council of Ireland; IASPIS, Sweden.
Государственный Центр Современного Искусства, Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме
7 февраля – 3 марта, 2006.
Открытие выставки состоится 7 февраля в Музее Анны Ахматовой.
Адрес: Литейный проспект 53.
За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь в Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме к координатору проекта Марии Коростелевой – тел. 2725895
в Санкт-Петербургский филиал ГЦСИ – Россия, 193036б Санкт-Петербург, Невский пр., 111/3, телефон: +7-812-7177967, E-mail: office, к координатору проекта Анне Матвеевой – тел. +7-911-9140681. к куратору проекта Ольге Копенкиной
06.02.2006, 05:57