Культура
Пламя Парижа
5 и 6 июля в Большом театре пройдет премьера балета «Пламя Парижа».
Предыдущая постановка «Пламени Парижа»: Фея Балабина и Николай Зубковский |
---|
Большой театр во главе с худруком Алексеем Ратманским продолжает экскурс в историю русского балета и возрождает "Пламя Парижа". Этот балет не принадлежит ни к жемчужинам старинной чистой классики (как недавно отреставрированный "Корсар"), ни к опусам советской эпохи, напрасно претерпевшим от властей предержащих (как "Светлый ручей"). Он не исчез бесследно, но большей частью и не сохранился…
"Пламя Парижа" - один из самых любимых балетов Сталина, который вообще-то этот жанр в искусстве особенно не жаловал. Балет ставился в преддверии годовщины "великого Октября", и затем продолжал входить в обойму тех произведений, творческая жизнь которых "активизировалась" в такие годовщины. И неудивительно, ведь пламя Парижа - это пожар Великой французской революции. И такого "героя", как в этом балете, дотоле еще не знали, - одним из полноправных его персонажей стала народная масса, революционно настроенная и готовая к активным действия, пишет weekend.ru.
"Пламя Парижа", вспыхнувшее в 30-х годах, окончательно потухло у нас в 60-е. С тех пор балет был забыт глубоко и, казалось, навсегда. Однако Алексей Ратманский, любящий игру со стилями, не прошел мимо этого названия. Восстанавливать забытый спектакль ему помогали те, кто не понаслышке знал этот балет, - ветераны и педагоги Большого.
Восхищаясь ритмически изощренными танцевальными комбинациями Василия Вайнонена, Ратманский постарался максимально сохранить то, что уцелело, в новом балете. В его ткань вошли поставленные Василием Вайноненом танец басков, па де де Мирей и Антуана Мистраля, фарандола, две карманьолы и, конечно, знаменитое па де де Жанны и Филиппа, столь любимое конкурсантами и "концертантами". Ну а то, что не сохранилось, в том числе и в этих фрагментах, воссоздавалось в стиле утраченного оригинала.
Помимо чисто хореографических соображений, Алексей Ратманский руководствовался и другими, "идеологическими". Возможно, именно в наше довольно циничное время стоит вспомнить о том, как могло сплотить людей стремление к "свободе, равенству и братству". Как бы там ни было, этот лозунг остается одним из самых ярких и прекрасных в истории человечества. Ежегодно 14 июля вся Франция в едином порыве отмечает годовщину своей Великой французской революции. А Марсельезу почитает в качестве своего гимна.
Сюжет претерпел некоторые изменения. Так, вместо одной пары самых главных героев, действуют две, составляющие соответственно два, связанных друг с другом дружескими узами, любовных дуэта. Ранее любовная тема в балете отсутствовала. Но отсутствовала и казнь одной из героинь, заставившая ее друзей содрогнуться и на себе испытать, что такое ужасы революционного террора…
Музыкальный материал сокращен - четыре акта "уложились" в два. Концепцию музыкальной драматургии разработал будущий художественный руководитель Большого балета Юрий Бурлака. Дирижером-постановщиком выступает Павел Сорокин. Действие разворачивается среди черно-белой графики рисованных декораций (Илья Уткин, Евгений Монахов), напоминающих о гравюрах той эпохи, например, Жака Луи Давида, ставшего одним из персонажей этого балета, и о той смуте и дымной тьме, которая сопровождает великие революционные пожары. Яркость красок сполна воплотилась в костюмах (Елена Марковская) и в пламени, зажженном художником по свету Дамиром Исмагиловым.
Трудно перечислить всех танцовщиков, которые заняты в этом спектакле, - очень многие ведущие артисты, в том числе и талантливая молодежь Большого балета, - Анна Антоничева, Мария Александрова, Екатерина Шипулина, Нина Капцова, Наталья Осипова, Владимир Непорожний, Андрей Меркурьев, Денис Савин, Иван Васильев и многие другие. В партии королевы Марии-Антуанетты наряду с еще двумя исполнительницами выступит народная артистка Советского Союза, ныне педагог-репетитор Людмила Семеняка.
04.07.2008, 19:57