Культура
«Москва. Психо» или Современная Медея
С 26 по 30 июня в театре «Школа современной пьесы» пройдут предпремьерные показы драмы «Москва. Психо».
«Москва. Психо» - иcтория современой Медеи |
---|
Экстремальная режиссура Жолдака вызывает разноречивые оценки и неоднозначные реакции, пишет weekend.ru. Однако одна вещь всегда константна: сенсационность каждой его постановки.
Новый спектакль будет в значительной степени отличаться от недавних премьер Жолдака – «Федры» и «Кармен». Хотя и в его в основе – классические историко-литературные и даже кинематографические мифы. Прежде всего – миф о Медее, совершившей ради своего возлюбленного тяжкое преступление. В качестве ключа для открытия этого мифа Жолдак использовал легендарный фильм Альфреда Хичкока «Психо», объявленный режиссерами новой кинематографической волны своеобразным манифестом современного киноискусства, провозгласившим как эстетический принцип парадоксальное сочетание саспенса и иронии.
Андрий Жолдак, уверенный, что театр и кино идут параллельными путями, решился привнести принципы кинематографа на театральные подмостки. Герои спектакля свободно перемещаются из экранного пространства, созданного воображением мастера ужаса, в реалии современной Москвы. Именно Москва становится одним из главных персонажей спектакля, равно как и все атрибуты современной российской жизни, включая социально-политический аспект. Он вытесняет из сюжетного контекста хичкоковскую американскую реальность 50-х годов и, как ни странно, абсолютно идеально накладывается на его кальку, обнаруживая неожиданное совпадение коннотаций.
В отличие от спектаклей Жолдака последних лет, «Москва. Психо» - это история с полноценным захватывающим сюжетом, полным внезапных поворотов и коллизий. Оригинальная драматургия, созданная автором спектакля на основе текстов Сенеки, Еврипида, Ануя и других интерпретаторов мифа о Медее, включает в себя цитаты из фильма Хичкока, фрагменты текстов Виктора Ерофеева, а также актерские импровизации на заданные темы.
В труппе театра «Школа современной пьесы» Жолдак обнаружил интереснейших актеров, которые своими удивительными возможностями спровоцировали режиссера, склонного к формальным театральным технологиям и созданию бессюжетных спектаклей, на работу почти что в духе русского психологического театра.
Придя в «Школу современной пьесы», режиссер-авангардист пропустил через себя дух и стиль этого театра. А потому – внятный сюжет, внимательное прочтение современных текстов, психологическая мотивация, а также виртуозная актерская импровизация – традиционные вещи для труппы, воспитанной Иосифом Райхельгаузом – Жолдак принял как основные принципы своей новой постановки: «Этот театр – большое увеличительное стекло, под которым все следует рассматривать очень внимательно» - говорит режиссер.
Спектакль начнется с кульминации – острого момента личного переживания, когда женщина, принесшая в жертву любимому мужчине всю свою жизнь, оказывается брошенной им ради другой – более молодой, более красивой, более перспективной для карьеры. Банальность ситуации не снижает степени трагичности. Тем более, что сюжет - типичен для нашего времени, когда известные люди – политики, художники, бизнесмены - кичатся своими новыми браками с «супермоделями».
Автор спектакля исследует механизм любовного треугольника, механизм жертвы, механизм отмщения… Сюжет то отступает от классического мифа о Медее, то вновь прибивается к нему. Герои попеременно пребывают в разных реальностях, и зрителю предстоит в бешеном темпе скользить вслед за ними из глубин подсознания древнегреческой героини в грубую реальность московской суеты. Болезненная тема подана с дискотечной легкостью. Каскад аттракционов, свойственный режиссуре Жолдака, будет присутствовать и в этом спектакле. Ждут зрителя и провокации, рассчитанные на легкий (а, возможно, не такой уж и легкий) культурный шок. А потому спектакль рассчитан, прежде всего, на молодого зрителя, привыкшего к скоростному потоку информации, клиповому восприятию действительности, к бесконечному и незатухающему драйву.
23.06.2008, 09:03