Культура
Хрупкие шедевры
В одном из красивейших парков Москвы «Коломенское» открылся Международный конкурс-выставка песчаных скульптур. Казалось бы – песок. Сыпучий, текучий, разлетающийся от ветра, годный лишь для пляжного творчества. Однако минусы могут обернуться плюсами, а недолговечность и хрупкость оттеняют красоту песчаных монументов.
Скульптуры из песка для жителей столицы не совсем новинка – в 2005 году в Московском зоопарке можно было полюбоваться Багирой, Маугли и другими киплинговскими героями. Но расчет на детскую аудиторию и строгие рамки темы не способствовали полному раскрытию потенциала, как художника, так и материала. Нынешний фестиваль гораздо ближе к искусству, чем к аттракциону. Вряд ли эти изысканные, местами даже вычурные, сюрреалистичные скульптуры понравятся детям. Зато взрослые ценители получат подлинное наслаждение.
В «Коломенском» нас ожидает 8 композиций, высотой 3 метра каждая, созданные скульпторами из Японии, Индии, Дании, Италии, Голландии, Испании, Ирландии и Болгарии.
Тематика выставки – «Легенды мировой истории» задает лишь самые общие рамки. Художники черпают вдохновение из мифологии, мировой классики и даже произведений современных эзотериков.
Музы огня – лики, сотканные из языков пламени, фантазия датчанина Мартина Тулиниуса.
Индийский скульптор Сударсан Паттнайк привязал национальную мифологию к модной нынче тематике экологии – его бог Ганеша плывет на лодке и предупреждает человечество о грядущем глобальном потеплении.
Поразительна мистическая композиция Этуаля Авьеды «Внутреннее пространство для людей Ибо» – визуализация представлении африканского племени Ибо о загробном мире. Ее очертания заставляют вспомнить картины Дали и черные лики африканских божков.
Монумент Руслана Коровкова «Путь к себе», навеянный мотивами творчества Карлоса Кастанеды, отсылает к ацтекским храмам и развалинам Чичен-Итцы.
Тонкая, филигранная вязь, переплетения листьев, волны, несущие утлый челн – «Посвящение Божественной комедии Данте Алигьери» итальянца Леонардо Уголини. Почти не верится, что песок способен удержать эти мельчайшие веточки и листья дольше одного мгновения.
Вздыбленная, напряженная фигура получеловека-полулошади – японец Катсухику Чаен обратился к национальной легенде о появлении богини земледелия Ошира-сама.
Уилфред Стайгер из Голландии и ирландец Фергус Мулвани использовали античные сюжеты. Окаменевшее, искаженное лицо, волосы-змеи, расколотый камень, бывший живой человеческой плотью – «Проклятие Медузы» Стайгера одна из сильнейших скульптур на выставке.
Мулвани сумел соединить в своем произведении сразу две любимые психоаналитиками темы – влюбленности в себя и готовности полностью раствориться в другом человеке. Скульптура «Нарцисс и эхо» - теряющая человеческий облик фигура, распадающаяся в пространстве и одинокий цветок, набросанный двумя-тремя схематичными линиями.
Работа российского автора, которая должна завершить экспозицию, придать ей целостность, еще не готова. Ее откроют 13 июня на День России. Пока же можно полюбоваться на процесс изготовления, хотя это далеко не так увлекательно.
Выставка продлится все лето и закроется в конце августа, но не советую тянуть с посещением. Поверьте, эти хрупкие шедевры стоят того, чтобы взглянуть на них вживую.
Голикова Алина (+ фото), LMG
Фотографии с выставки:
06.06.2008, 16:46