Культура
Персональная выставка Боруха "Свобода – Несвобода"
В музее "Другое искусство" Музейного центра РГГУ с 5 июня по 11 июля пройдет персональная выставка художника Боруха "Свобода – Несвобода".
Материалом для своих творений Борух избирает производственные отходы. |
---|
Борух – творческий псевдоним художника Бориса Аркадьевича Штейнберга (1938-2003). Так его стали называть, когда в доме Штейнбергов появился еще один Борис - друг отца, художник Борис Петрович Свешников, который приехал из лагеря после освобождения.
В дальнейшем Борух оставил себе это имя, чтобы его не путали с братом – художником Эдуардом Штейнбергом и отцом – Аркадием Штейнбергом, известным филологом, переводчиком, поэтом, художником и музыкантом, пишет gif.ru.
Борух – нонконформист с рождения. Он был сыном "врага народа" (Аркадия Акимовича не миновала участь сотен тысяч людей в сталинское время: десять лет он провел в лагерях). Не захотел терпеть травлю в школе за еврейское происхождение и отца, и со второго класса (после жестокой драки с директорским сыном) перестал посещать занятия.
Таким образом, Борух получил домашнее образование у отца, вернувшегося из лагеря, когда ему уже исполнилось 14 лет. Оно оказалось блестящим: Борух начинает писать рассказы и стихи. Его семья тогда живет в Тарусе, маленьком городке, но известный как "островок интеллектуалов". Отец и интереснейший круг его друзей оказали на Боруха большое влияние. В конце 50-х – начале 60-х среди литераторов и художников складывается так называемая "Тарусская группа" (Аркадий Штейнберг, его сыновья, Константин Паустовский с семьей, Надежда Мандельштам, Николай Заболоцкий, Ариадна Цветаева-Эфрон, художники Борис Свешников, Дмитрий Плавинский, часто приезжают Анатолий Зверев, Александр Харитонов). В 1957 году Борух знакомится с приехавшими на практику студентами художественного факультета ВГИКа Игорем Вулохом и Виталием Каневским. После этого он делает свои первые ташистские работы.
Уже в Москве в 1963 году Борух прекращает занятия литературой и увлекается визульным творчеством. После первых поп-артистских работ (ассамбляжей) в конце 1960-х Борух начинает создавать "металлические" картины.
Материалом для своих творений он избирает производственные отходы: перфорированную металлическую ленту – от штампа. "Я пытался отнять у картины статику и придать ей фиктивное движение таким образом, чтобы в обработанных металлических деталях отражалась окружающая среда. Таким образом, работы переставали быть неподвижными". Они получались удивительно пластичными, с абстрактным или фигуративным сюжетами. При помощи столь сложной фактуры можно было создать и портрет, и пейзаж, и геометрическую композицию. Это уже картины-объекты – тенденция, характерная для искусства авангарда 70-х, но даже в этом, как и в осмыслении наследия конструктивизма, Борух – новатор. Для него всегда была чрезвычайно важна фактура. Его работы часто трехмерны. До конца понять замысел можно только при внимательном рассмотрении произведения. Фотографии и репродукции искажают, упрощают восприятие.
В самом конце 1970-х Борух, находясь в больнице, начинает заниматься графикой. В отличие от внешней нарочитой жесткости металлических работ, его рисунки воздушные и тонкие – созданы с помощью мельчайших точек темперой, гуашью, тушью или фломастером. В этих работах появляется разнообразие цвета - от пастельно-нежных до люминесцентно-ярких красок. Внимательно изучив "Книгу знаков" Рудольфа Коха, он создает серии на библейские темы, используя систему древних религиозных символов. Параллельно с "точечной" графикой, в начале 1980-х создаются яркие работы фломастером. Борух не бросает и металл. Избранные им сюжеты нередко переосмысляются и в живописной абстракции, где геометрические формы и знаки переплетаются и обретают новый смысл.
Через все творчество художника проходит тема свободы и несвободы. В жизни – прямой, вспыльчивый и горячий, Борух в своем искусстве никогда не высказывался прямолинейно, ведя, скорее спокойный философский разговор о внутренней свободе личности.
Он участвовал в важнейших политических акциях советских художников-нонконформистов в 1970-е: в так называемой "Бульдозерной выставке", на выставке в Измайлово, в павильоне "Дом Культуры" на ВДНХ, многочисленных квартирных выставках. С 1970-го года его произведения участвовали в выставках за границей и лишь впервые были показаны на родине в 1991 году в масштабном проекте "Другое искусство" в Государственной Третьяковской галерее.
Выставка в музее "Другое искусство" Музейного центра РГГУ приурочена к 70-летию со дня рождения художника.
05.06.2008, 09:32