Культура
Кирилл Серебренников поставил спектакль «Демон»
Театральный режиссер Кирилл Серебренников поставил поэму Лермонтова «Демон» 28 апреля на арт-площадке Арсенал. Ранее ходили слухи о том, что «Демон» будет читать Алла Демидова. И, критики считали, что это совершенно не вписывается в тот спектр как минимум экстравагантных творений Серебренникова, тем более, что Демидова не появлялась на театральной сцене уже несколько лет.
Тусклый сумеречный свет, красные гвоздики на полу и кажущаяся миражом стоящая в глубине стилизованного фойе белая лошадь - все это рождало мистическое ощущение. |
---|
Также задавались вопросами, найдут ли взаимопонимание режиссер, актриса и другие участники творческого коллектива, работая друг с другом впервые, строили прогнозы, насколько впечатляющим окажется результат.
Серебренников же остался верен себе, следуя своей мистической интуиции режиссера и проявив необычное, смелое видение и в выборе воплощаемого произведения, и в подборе коллектива для постановки, и в неповторимой сценической форме.
И действительно, режиссер вовлекает в постановку абсолютно разных мастеров: легендарную Аллу Демидову, театр жанра side-specific Liquid Theatre, композитора Алексея Сюмака, оркестр Марка Пекарского и своего постоянного художника Николая Симонова, обещая воплотить «Демона» через синтез специфических выразительных средств: музыкальных, пластических и визуальных форм.
Из полного солнцем вечера зрители вступали во внутреннее пространство Арсенала. Тусклый сумеречный свет, красные гвоздики на полу и кажущаяся миражом стоящая в глубине стилизованного фойе белая лошадь – все это рождало мистическое ощущение. Вечер приятно удивил тем, среди гостей не было набивших оскомину светских персонажей, наоборот, я заметил лица людей, кому светиться никогда не было надобности. Пройдя в зрительный зал, я столкнулся с Гаркалиным, шедшим мне навстречу: мы оба засмотрелись на пока еще пустую сцену.
Зрители занимали места. Мне повезло: эта тягучая пауза до начала постановки и поневоле подслушанный мною разговор двух дам, сидевших на ряд впереди, приоткрыли мне занавес в невидимый процесс репетиций «Демона». Как оказалось, работая в таком составе впервые, Серебренников, Демидова, Алексей Сюмак, автор музыки для постановки, и Марк Пекарский, дирижер оркестра, обнаружили, что совершенно расходятся в том, как чувствует каждый из них ритм произведения и видит стиль будущей постановки, как должны сочетаться музыка Сюмака и голос Демидовой. Когда Пекарский прочел партитуру к «Демону» – огромную пачку исписанных листов – он отложил все свои проекты и почти пять суток провел в репетициях, заявив, что будет лично дирижировать во время постановки. Девушку, которая должна стать для зрителей образом Тамары, и чье лицо появлялось, как позже выяснилось, на видеопроекции, совершенно случайно нашли на «Одноклассниках». И, наконец, что Кирилл Серебренников почти готов был отказаться от замысла, но, как говорит сам Серебренников, «вмешалась магическая сила «Демона» вдохновлять и творить».
А потом был голос, звеневший над залом громом и искушавший змеиным шепотом. Голос, светившийся блеском вершин Кавказа и обдававший могильным холодом, воспаривший до небес и внушающий ненависть и презрение ко всему живому, вобравший в себя кажущуюся пустотой Демону вечность и чистоту мира Тамары, ее смирение и веру – голос Демидовой. Голос Аллы Демидовой не только слышится, но и видится, он будто рисует поэму, он проникает в тебя, завладевает тобой.
Серебренников обогатил постановку двумя интермедиями, придав тем самым спектаклю еще более мощную эмоциональную силу. Из расстеленной на полу белой ткани, словно из ниоткуда, возникала бесформенная фигура. И по мере того, как эта фигура росла над сценой, она все больше принимала очертания тела человека, чьи резкие движения походили на попытки освободиться от гнетущих оков или поймать что-то… И вид этой фигуры вселял страх, какой возникает перед тем, что не в силах понять разум.
И было странное и завораживающее выступление-шествие актеров Liquid Theatre. В их костюмы были вплетены похожие на бамбуковые длинные палки-прутья. Казалось, будто они - это фантастические, уродливые части тела демона: остов мертвых крыльев или громадная костлявая ладонь, подобно гигантским клещам вытягивающая жизнь из души человека. И навстречу чудовищу с противоположного конца сцены медленно и покорно шла Тамара.
Вторая интермедия в исполнении Liquid Theatre еще более символична - актеры появились и пересекали сцену с теми же палками, но теперь сложенными за их спинами в форме крестов. Кто-то шел, прогибаясь под своим крестом, но, все еще неся его, кого-то несли уже на кресте. И эти кривые, рваные, очень образные движения ликвидов, их костюмы, казалось, задуманы быть антитезой красоты всего живого. Еще одной деталью постановки, обладающей своим смысловым содержанием, были видеопроекции, отражавшие течение поэмы, и помогавшие воображению оттолкнуться от этих зрительных образов, как, например, в самом начале постановки, когда белый фон, едва только Демидова произнесла первые несколько строк, стала заволакивать чернота.
И довершала целостность сценического действа музыка, вносящая в постановку особый нерушимый порядок. Все начиналось с тихого вздрагивания арфы или дыхания флейты, после подключались барабан, альт, саксофон, звук находил на звук, постепенно усиливался и разрастался и стихал вновь, оставляя лишь терменвокс сопровождать голос Демидовой. Вся постановка рождала ощущение мистического видения, поразившего зрительный зал.
Эпилог, поклон артистов, аплодисменты, люди вернулись к своим машинам и оставшимся делам. Но осталась какая-то внутренняя наполненность, обостренная способность восприятия. И возникло желание говорить совершенно другим русским языком, его ясными и главное живыми словами. Весь проект и театральный вечер прошли при участии и поддержке корпорации Nokia, создавшей шедевр элегантности и стиля, модель Nokia 8800 Sapphire Arte. Приглашение на постановку «Демона» было подарком от Nokia своим клиентам, купившим эту модель. «Nokia занялась искусством», - говорили респектабельные гости, отмечая участия Nokia в этом проекте. «Заниматься искусством – это значит искать новую форму выражения», так говорил Мейерхольд. И такой формой для ценителей прекрасного как раз стала новая Nokia 8800 Sapphire Arte, своим появлением расширившая границы искусства.
Постановка Демона в данной интерпретации состоялась всего один раз. Покидая зрительный зал, люди, как и положено, обменивались мнениями, замечая, что давно привыкли к «эксклюзивному формату» посещаемых ими мероприятий, но подобных такому подарков они не получали никогда. И невольно задавались вопросом: должны ли случаться такие подарки лишь однажды?
12.05.2008, 18:51