Культура
Выставка работ Андреаса Гурского
В рамках "Фотобиеннале-2008" до 18 мая в фонде культуры "Екатерина" пройдет выставка работ Андреаса Гурского.
Любая статья о Гурском начинается со слова Zeitgeist. Оно означает «дух времени». |
---|
Главный фотограф современности – так характеризуют немца Андреаса Гурского. Его беспрецедентная выставка венчает смотр «Фотобиеннале-2008».
Любая статья о Гурском начинается со слова Zeitgeist. Оно означает «дух времени». Выпускник знаменитой Дюссельдорфской академии, где в 80-х преподавали самые актуальные художники Германии (в том числе прижизненный классик Базелиц), уловил то, что до него казалось неподвластным ни живописцам, ни концептуальным мастерам конца ХХ века. Достаточно одного взгляда на его фотополотна – а по другому эти снимки по 2-3 метра назвать сложно – чтобы понять: вот он, удел человека эпохи глобальных сетей.
Сегодняшний мир невероятно сжался. На экране компьютера можно увидеть любую его деталь в любом масштабе. Массовая культура превратила личность в потребителя, в одного из многих, в винтик огромного механизма. Гурский как раз и показывает людской муравейник, будь это скопления масс на музыкальных шоу (его кадр с концерта Мадонны), на бирже, на средиземноморских пляжах.
Он изображает бесконечное разрастание матриц: от туфель Prada до дешевых товаров в супермаркетах. Для большей эффектности фотограф даже разработал особую технику создания картин: сначала он делает десятки снимков одной сцены (допустим, на гонках Формулы-1 в Корее), а затем соединяет изображения с помощью компьютера. Так и появляются грандиозные виды, которые критики сравнивают с батальными полотнами старых мастеров.
Гурского можно было бы назвать критиком глобализма, если бы ни одно важное качество его произведений. Их можно рассматривать часами, восхищаясь каждой отдельной деталью. Мир Гурского не однообразен, он бесконечно многолик, в этом его прелесть и красота. Когда русские фотографы 30-х годов (особенно Родченко) снимали сталинские парады, они показывали именно людские черно-белые массы. Немецкий художник запечатлевает человеческие галактики, где каждая точка – отдельная планета.
Ревнители чистого искусства негодуют, но факт остается фактом: в наше время талант замеряется деньгами. И опять Гурский на коне. На сегодняшней день он – автор самой дорогой фотографии, проданной на аукционе. Работа «99 центов» ушла на «Сотбисе» более чем за $3 миллиона.
Пик популярности немца пришелся на рубеж XX-XXI веков, когда его выставка прошла в нью-йоркском Музее современного искусства. Это, однако, не умаляет важность его московских гастролей. В конце концов, и Мадонна, чьи концерты он запечатлел, доехала до нас, изрядно поколесив по миру. Радует уже то, что маршруты реальных звезд проходят в обязательном порядке и через российскую столицу.
08.05.2008, 09:21