Культура
Оливы и ивы
С 19 апреля по 20 мая в галерее «Триумф» выставка работ художницы Александры Вертинской «Оливы&Ивы»
Картина с экспозиции |
---|
Впервые за много лет это не шелкография, не печать, не мультимедиа технологии, а старые добрые кисточки и карандаши, тот "hand made", в котором Александра весьма преуспела. Живопись и графика из "жизни деревьев" будут показаны на выставке "Оливы&Ивы" в галерее "Триумф".
Название выставки очень точно отражает ее содержание. Выставка разделена на два примерно равных цикла. Один – Оливы, другой – Ивы. Цикл Оливы посвящен Италии, где Александра подолгу живет, Ивы же расскажут о ее видении России. Эта выставка будет сильно контрастировать с тем, что мы привыкли видеть. И больше того, этот контраст заложен в самой идее выставки, столь разный мир олицетворяют собой эти деревья. Поэтому и художественный способ выражения и их техника столь различны. "Ивы написаны на холстах и это живопись. Оливки писались на бумаге, это графика – тушь, белила акрил, серебряный фломастер, перо... Это планшеты огромных размеров, которые я вначале выклеиваю различными старинными гравюрами, какими-то картами мира, нотами, репродукциями, письменами, фольгой, калькой, архитектурными чертежами... и получается такой "ковёр". Он является основой, и поверх этого "месива" я тушью, жестко, без предварительных эскизов, рисую деревья. Этот цикл с "портретами деревьев" сначала достаточно долго прорастал внутри меня. Мне давно хотелось повторить какие-то вещи, которые в течение многих лет я видела в разных музеях мира – пушистые, разлапистые, старые деревья, выписанные тщательно и даже чуть перенасыщено... как это делали барбизонцы, Рюисдаль, Ватто, а потом Сезанн."
Два цикла, два взгляда на жизнь глазами деревьев. В том, что предстоит увидеть зрителям, тоже есть некая двойственность. Она в живых, серебристых, дышащих теплом и светом итальянских мотивах олив и в каком-то очень грустном, элегическом, как стихи сосланного за оскорбление величества модного римского поэта, подмосковных плакучих ивах. Сегодня – залитые солнцем, зреющие оливы, а завтра – край, безотрадный для взгляда, где под морозной звездой... и живут наши ивы. Жизнь переменчива и об этом рассказывают полотна на этой выставке. Эта двойственность очень органична, как и двойственность любого бытия, а потому понятна каждому. Эта выставка не про природу, она про нас и нашу жизнь. Жизнь, в которой нет мелочей. И деревья у Вертинской вовсе не пленер, и не фон для чего-то более важного, они и есть самое важное. На ее полотнах не просто деревья, а портреты деревьев. Это какой-то обряд, жречество, мистерия. В этом цикле "Оливы&Ивы" есть какое-то тихое язычество, странный и тонкий контакт живой души художника с душами вещей.
Александру Вертинскую давно интересовала действительность, собранная из фрагментов – через мелочи и детали лучше видится крупное. Художник предлагает нам внимательнее присмотреться к непосредственным свидетелям нашего существования. Ее творчество – это поклонение доброму и щедрому Богу мелочей. И эта выставка – тому подтверждение, она заряжена своеобразным язычеством, политеизмом. Она о том, что Боги живут везде – в облаках, в пролетающих утках, в валяющихся под ногами камнях, в каждой отломанной ветке...
У Александры Вертинской есть дар – разглядеть одушевленное в неодушевленном, видеть душу вещей. Ее творчество – своеобразный дар на алтарь Бога мелочей, которому она давно служит. Картины из цикла "Оливы&Ивы" одновременно явление реальной, мифологической и еще какой-то иной действительности, которая позволяет прикоснуться к природе вещей.
16.04.2008, 12:25