Культура
«Кулибин» - механизмы, объекты, графика, макеты, видео
С 3 апреля по 18 мая в галереи «Крокин» пройдет выставка, посвященная Ивану Кулибину.
"Самокатка" Ивана Кулибина |
---|
Современные художники Юрий Аввакумов, Кирилл Александров, Татьяна Баданина, Василий Богачёв, Владислав Ефимов, Платон Инфанте, Александр Петровичев, Роман Минаев, Владим Наседкин, Александр Панкин, Александр Пономарёв, Владимир Ситников, Сергей Шутов в видео, объектах, механизмах отдают дань уважения русскому футуристу-изобретателю XVIII века.
Дистанция от замысла до его реализации всегда различна. Иногда бесконечна. Иногда эта дистанция становится смыслом и замыкает на себе всё, обретая в этой цепи особую самоценность и выраженную самодостаточность каждого из звеньев единого процесса.
Мостик от идеи к её воплощению нередко зависает на стадии искусной модели-макета и уходит в умозрительные дали невсегда прямой перспективы, а ситуация чревата перейти из области прикладного решения в сферу отвлечённой эстетики или попросту в область искусства.
Нечто подобное произошло с проектом вполне конкретного моста через Неву, разработанного Иваном Кулибиным. Готовый проект одноарочного, диковинного для XVIII века сооружения, и приближенная к окончательному варианту модель так и зависли в "воздухе". Как впрочем, и масса иных технических догадок, разработок, рацпредложений попали по спуд инерционного мышления современников знаменитого изобретателя. Из большинства сложнейших, по меркам того времени, разработок, львиная доля так и осталась на стадии проектирования или технико-экономического обоснования. Подавляющее большинство новаторских идей Кулибина, оторвавшись от исторической реальности, этой реальностью так и не стало. И вероятно, единственным материальным свидетельством, дошедшим до наших дней оказались часы т. н. "яичной фигуры", что, однако, не прервало творческого процесса нашего изобретателя, а обнаружило иную ценностную шкалу его деятельности, иное содержание самого творческого акта.
Из переплётов "Жизни замечательных людей" имя изобретателя-рационализатора Кулибина перешло в категорию нарицательного феномена творческого мирообустройства. Многие его инновации не известны, многие явно мифологизированы, до анекдотичности, что размывает представление о вполне конкретном историческом персонаже доводя это представление до уровня умозрительной абстракции собирательного образа, среднего между Левшой и братьями Черепановыми.
Но в данном случае интересен ни образ Кулибина, ни его рационализаторские установки, а мотивации этого рационализаторства, что обращено к целому ряду смысловых установок современного искусства.
Современный поиск в искусстве далеко ушёл ни только от унифицирующих признаков стиля, но и обрёл полную независимость от какой-либо технической предопределённости. Технология стала формообразующей доминантой, иногда и смыслом произведения, абсолютизируя качество внутренней конструкции и механики его возникновения, замыкая на себе сугубо художественные задачи, не подразумевая выхода во вне, в область прикладного решения.
Полемизируя с прагматическими установками ВХУТЕМАС (а) и Баухауз (а), директория которых упирается в готовый и годный к эксплуатации продукт, искусство способно преодолеть и эти комплексы прогресса и социального ангажемента. И подстать Кулибину в очередной раз раскрыться в пространстве чистого эксперимента, в формате техноёмкого эстетизма антипродукта.
03.04.2008, 16:47