Культура
Воинство земное и воинство небесное
Программа "Москва Актуальная" – это долгосрочный проект Московского музея современного искусства c галереей XL. Цель программы – восполнить пробелы в показах актуального искусства 70-х и познакомить широкого зрителя с активно работающими русскими звездами рубежа ХХ-ХХI веков. В рамках программы на площадке Музея в Ермолаевском переулке в мае 2006 года прошли выставки Айдан Салаховой и Виктора Пивоварова а в 2007 г. – огромная ретроспектива Олега Кулика в Центральном Доме художника. В 2008-2009 гг. планируется проведение больших монографических выставок В. Мамышева-Монро, К. Звездочетова, А. Шульгина, А Чернышева и В.Ефимова, В. Дубосарского и А. Виноградова.
Бориса Орлова обычно рассматривают в контексте так называемого соц-арта, вписывая его творчество в жесткие рамки только этого направления. Искусство любого художника, а, тем более, если речь идет о таком крупном мастере как Борис Орлов – всегда шире и объемнее заданных рамок. Задача программы "Москва Актуальная" – освобождение творчества художников от критических штампов и поверхностных интерпретаций. Зачастую показ художника в максимальном объеме – от ранних произведений до зрелого мастерства – абсолютно переставляет привычные акценты. Объемная выставка "прочищает" критические мозги и открывает новые горизонты для анализа. В этом контексте выставка Бориса Орлова "Воинство земное и небесное" – одна из самых показательных.
Борис Орлов – один из самых "мужественных" московских классиков. Когда рассуждают о творчестве этого художника только в "узких" рамках соц-арта, как-то забывают что Борис Орлов – один из немногих профессиональных скульпторов на московской художественной сцене. И если уж говорить о направлениях в творчестве этого мастера, то нельзя не заметить, что его на протяжении всей жизни в искусстве интересуют практически все великие "имперские" стили: античность, классицизм, великолепное барокко, русский авангард... И в этой связи почему не социалистический пафос...? Он никогда не критикует, не хихикает или веселится – скорее исследует, ищет нечто общее между эпохами больших стилей. Его ирония крепко связана с пластикой, в ряде случаев является логическим выводом из пластических контаминаций. Орлова привлекает феномен Власти, причем в ее почти "героической" ипостаси. Специальный интерес – поиск абсолютной формулы этого самого загадочного из человеческих феноменов. Путь Орлова от ранних "метафизических" исканий, через поэтику "имперской" пластики во всех ее художественных обликах (включая инсталляцию), до полной и тотальной деконструкции – одно из самых увлекательных зрелищ в художественной практике.
Мужское начало Бориса Орлова особенно проявилось и в поддержке ранее никому не известных звезд русского искусства – Олега Кулика, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова... Это еще одна важная грань Орлова – умение увидеть и поддержать начало нового пути в искусстве – пластически иного, но удивительно преемственного по сути. И это один из важнейших выводов выставки, дающих возможность для нового критического анализа московского contemporary art: его истоков, истории и взаимовлияний...
11.02.2008, 12:55