Культура
Город
Проект "Город" Игоря Шелковского (род. в 1937 г.) состоит из серии карандашных рисунков двух последних лет под общим названием "Механическое рисование" и совсем новых раскрашенных деревянных рельефов-скульптур, представляющих собой стилизованные силуэты фабричных строений, заводских труб, зданий массовой застройки. Шелковский, после возвращения в страну из тридцатилетней французской эмиграции, снимает мастерскую в самом центре столицы, напротив Киевского вокзала. Так что основным поводом для создания графики и объектов стали зрительные впечатления из окна собственного ателье, выходящего на Ростовскую набережную. Но объявить "Город" Шелковского именно Москвой и искать в работах топографические соответствия было бы сильной натяжкой и эстетическим искажением.
Во-первых, в цикл "Механическое рисование" входят также виды Ниццы, Нью-Йорка и Парижа (хоть в нынешнюю экспозицию они и не вошли). Во-вторых, необычайно чуткий к реальности, но отрицающий одновременно абстракцию и натурализм Шелковский свою натуру (будь то ветка дерева во дворе, голубь на балконных перилах, облако в небе, дым из трубы или люди) тщательно препарирует, стараясь найти собственный пластический язык. При этом, будучи всегда склонным к минималистической конструктивности форм и в скульптуре, и в графике, и в живописи, к геометризации и схематизму (но не схематичности), он в своих новых рисунках для обретения взыскуемой авторской "самости" использует нейтральную, анонимную методику – так называемую "офицерскую линейку" и чертежные лекала. Шелковский накладывает эти эфемерные, прозрачные, в чем-то нежные, но очень уверенные в себе, являющиеся атрибутами ясной и легко воспроизводимой картины мира, технические милитаристическо-дизайнерские приспособления на мир реальный, а не картинный. И первый растворяется во втором, будто в ядреной щелочи, до первоэлементов, до первоформ, всего лишь до двух цветов – серого и красного, колористическую скупость которых не могут даже компенсировать разнообразные паспарту и рамы, в которых выставляются графические листы на выставке в "Файн Арт".
Это, конечно, авангардистский прием: опрощение бытия, его интеллектуальная редукция, да еще в демонстративном виде, с использованием запрещенных в таком либерально-интеллектуальном мире, как современное искусство, примитивных средств вроде линейки и лекал. Однако Игорь Шелковский всегда был убежденным модернистом, и его приватная чувственность субъекта просеивалась сквозь жесткое сито авангарда, одним из немногих законных наследников которого он является сегодня на московской арт-сцене. Более того, издатель легендарного журнала "А-Я", диссидент и эмигрант, не только художник, но и гражданин, Шелковский – рыцарь модернизма, который с офицерской линейкой обращается столь же свободно и грациозно, как со шпагой.
Ну а чтобы его не изобличили не то в излишней серьезности, не то в легковесности, на рисунках появляются гламурно-фривольные цветочки, парящие в небе, выкидываются на поверхность из армейских планшетов таинственные цифры, вдруг продребезжит интонация хорошего комикса, а деревянные рельефы полнокровны, полноценны и впечатляют объемом, напоминая о Шелковском-скульпторе середины 1970-х. Именно оттуда вся прямолинейная эстетика Игоря Шелковского, который, меняя стили и языки, всегда остается самим собой. Федор Ромер.
Б. Садовая 3, корп. 10
Тел./Факс: (495) 251 7649
14.11.2007, 08:35