Культура
"ГЕОМЕТРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМ"
Новая экспозиция работ художников, входящих в так называемую "школу Стерлигова" – первый опыт совместной работы московской галереи Кино и питерской галереи МицАрт.
Начало совместной деятельности было положено во время выставки – ярмарки графического искусства "ХУД-ГРАФ", проходившей в марте 2007 года в Москве в МГВЗ Новый Манеж. Тогда работы стерлиговцев были впервые представлены москвичам по инициативе Валентины Милюковой – петербургского коллекционера, мецената и галериста.
Художники школы Стерлигова многими искусствоведами и критиками характеризуются как "наследники по прямой русского авангарда". Все мастера – ученики и последователи Владимира СТЕРЛИГОВА (1904-1973), яркого представителя русского авангарда, ученика Казимира Малевича. "Я из 20-х годов. Я ученик Малевича", – так Владимир Стерлигов обозначил свою творческую позицию. Однако собственная пластическая концепция Стерлигова развивалась скорее в противопоставлении учению Малевича. Прямой линии Малевича Стерлигов противопоставил кривую, квадрату – купол и чашу, разуму – чувства, логике – тайну, бунту – смирение, богоборчеству – богоискательство. "Я учился у Малевича и после квадрата поставил чашу. Как идея – это открытая чаша. Это кривая мира, они никогда не кончится... Прямая разделяет, кривая – связывает... Кривая совпадает с природой". Таким образом, Стерлигов, соединив "дисциплину" кубизма и супрематизма с предложенным Матюшиным опытом "расширенного смотрения", стал создателем собственной "чашно-купольной" пространственной системы. В начале шестидесятых годов и вплоть до смерти в 1973 году, вокруг Стерлигова сложилась группа художников, развивавших его творческие принципы.
Стерлиговцы в своем творчестве существенно отошли от позиций Малевича, во многом переработав и опыт своего непосредственного учителя. И, несмотря на то, что их творчество отмечено чертами некой "родовой общности", все они сложившиеся и самостоятельные мастера.
В настоящей экспозиции представлены работы тех стерлиговцев, которые уже показывали свои произведения в Манеже, а также работы тех, с кем москвичи познакомятся впервые.
Творчество Татьяны ГЛЕБОВОЙ представлено пейзажами, выполненными в техниках пастели и гуаши, которыми она владеет виртуозно.
Геннадий ЗУБКОВ после смерти Стерлигова взял на себя основные идеологические и организационные функции. Именно по его инициативе в 80-е годы группа продолжает свою деятельность, организует выставки, обсуждения, проводит совместные семинары. Творческие идеи Г. Зубкова воплощаются в самостоятельных живописных проектах, таких как "Импрессионизм сегодня", "Импрессионистический кубизм", "Цвет в супрематизме", "Форма делает форму" и др. В экспозиции будут представлены живописные полотна 1980- -90-х гг.
Александр БАТУРИН представлен серией пастельных пейзажей Крыма, Кавказа и северной столицы.
Елизавета АЛЕКСАНДРОВА в своем творчестве сохраняет приверженность художественным принципам своего учителя. Не случайно одна из ее работ – "День" написана по поводу рисунка В. В. Стерлигова.
В живописных полотнах Алексея ГОСТИНЦЕВА воссоздается поэтическая живописная среда, вбирающая в себя тончайшие разработки белого цвета.
Валентина СОЛОВЬЕВА, пожалуй, более других опирается на чувственный опыт восприятия природы. Тонкий хрупкий прозрачный мир ее работ ассоциируется с поисками утраченного рая, обрести который в реальности кажется невозможным.
Михаил ЦЭРУШ в основном разрабатывает "цветовые уроки" Стерлигова. "Главное – изображение пространства цветом". В 1999 году Цэруш создает серию диптихов с изображением лаконичных и однотипных фигур, которые он называет "знаками".
Лариса АСТРЕЙН присоединилась к группе позднее, уже в 80-е годы. Заметен интерес Астрейн к цветооптическим задачам. Ее работы представляют собой некую единую цветовоздушную среду, в которой растворяются формообразующие элементы.
Интересны работы с бумагой Светланы ЦВИРКУНОВОЙ. Бумага для нее самостоятельный и выразительный материал, имеющий толщину, вес, структуру и цвет, которые она использует в своих точных и напряженных композициях.
Кроме работ художников школы Стерлигова в экспозиции будут представлены три работы самого Владимира СТЕРЛИГОВА 1950-60-х гг.
Несмотря на уже существующую искусствоведческую литературу о феномене школы Стерлигова новая совместная выставка галереи КИНО и галереи МицАрт несомненно послужит поводом для более глубокого ознакомления с творчеством петербургских художников и внесет дополнительные уточнения в понимание их художественных задач и пластических решений.
gif.ru
17.10.2007, 16:14