Культура
Ретроспектива Дмитрия Жилинского
Ретроспективная выставка Дмитрия Дмитриевича Жилинского, крупнейшего современного живописца, народного художника РФ, действительного члена Российской Академии художеств, лауреата Государственных премий, приурочена к 80-летию мастера. Продолжатель классической традиции русского искусства, он стал знаковой фигурой отечественной культуры второй половины XX века.
Одаренность Д.Жилинского (р. 1927), проявившуюся в детстве, заметила его бабушка, сводная сестра Валентина Серова. Она отправила рисунки внука в Москву своей двоюродной сестре Н.Я.Симонович-Ефимовой (жене скульптора и графика И.С.Ефимова). Это решило судьбу Жилинского: Ефимовы пригласили его жить к себе по окончании школы и дали совет поступать на факультет стекла в Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ) к Владимиру Андреевичу Фаворскому.
Жизнь у Ефимовых и Фаворских, также дальних родственников по линии бабушки, в известном "доме Фаворского" в Новогиреево, общение с художниками-патриархами обогатили Жилинского особым опытом. Молодой человек имел возможность наблюдать и воспринимать школу художнического ремесла из первых рук, в первую очередь – от легендарного В.А.Фаворского. После двух лет занятий стеклом в МИПИДИ, в 1946 году Жилинский перевелся на 2-й курс Московского государственного художественного института им. В.И.Сурикова. Он стремился воспринять все, что могли дать знаменитые художники-педагоги. По его словам, в институте С.А.Чуйков первым поддержал его стремление к законченности; Н.М.Чернышев привил любовь к древнерусскому искусству; П.Д.Корин передал свою страстную любовь к искусству Возрождения и творчеству А.Иванова; А.М.Грицай, не жалея своего времени, приучал к ежедневному труду и честности. "Все учили мастерству, а также умению понимать и ценить великое в искусстве" (Д.Жилинский). В 50-е годы Жилинский, сложившийся живописец, начал преподавать в МГХИ им. В.И.Сурикова, но его собственный уникальный художественный язык сформировался к 1964 году.
Первыми образцами, в которых отчетливо проявлены характерные черты зрелого мастера, стали картины "У моря. Семья" (1964, ДСП, левкас, темпера, масло; ГТГ) и "Гимнасты СССР" (1964–1965, оргалит, левкас, темпера; ГРМ). В них художник отказывается от тональной живописи, пишет локальными цветовыми пятнами, акцентируя линию, силуэт и избегает теней. Тем самым он показывал "не данный момент, а сущность изображаемого, его цвет, существующий независимо от состояния и освещения" (Д.Жилинский). Его персонажи созерцательно спокойны, монументальны, лишены динамики и суеты повседневного, состояние большинства из них можно обозначить как "предстояние". Жилинский вспоминает: "...я полюбил мастеров раннего Возрождения, полюбил их конкретность, скромность в трактовке жеста, наивность, ясность, несветскость. И вот только потом, когда их полюбишь, делаешь шаг назад, и видишь: а древнерусская живопись еще выше". Не случайно с начала 60-х годов технику живописи маслом Жилинский использует редко, только в портретах для ускорения работы. В это время он стал работать средневековой техникой – темперой, а вместо холста использовать оргалит (или ДСП), покрытый левкасным грунтом.
Жилинского 60-х годов многие критики причисляют к художникам "сурового стиля", однако сам мастер считает, что он "только жил одновременно с ними". Он ставил перед собой иные художественные задачи, его не волновала социальная составляющая этого направления. При этом Жилинский пользовался официальным признанием, был награжден многими медалями и премиями. Начиная с 60-х, он регулярно выставлялся, участвовал в многочисленных выставках за рубежом. В 70-е годы его персональные выставки прошли в Роттердаме, Риме, Милане, Болонье и Генуе.
Масштабная экспозиция в Третьяковской галерее представляет около 90 живописных и графических работ мастера – от самых ранних, середины 40-х, до произведений 2007 года – из фондов ГТГ, ГРМ, частных коллекций и собрания художника. Среди экспонатов – этапные произведения Жилинского "У моря. Семья" (1964, ГТГ), "Гимнасты СССР" (1964–1965, ГРМ), триптих "На новых землях" (1967, ГТГ), "Воскресный день" (1974, ГТГ), "Человек с убитой собакой" (1975–1976, собственность автора), триптих "1937 год" (1987, ГТГ). На выставке зрителя ожидает ряд открытий. Союз художников РФ преподнес Третьяковской галерее к 150-летию в дар из своих фондов раннее крупноформатное полотно Д. Жилинского "Строители моста" ("Купающиеся солдаты") (1958–1959), долгие годы считавшееся утерянным. На протяжении года холст реставрировался специалистами музея и впервые предстанет перед широкой публикой.
Еще одним открытием для зрителя станут парадные портреты членов датской королевской семьи – королевы Маргреты II, принца-консорта Хенрика, кронпринца Фредерика и принца Йокима, выполненные художником в Копенгагене в 1993–1995 годах. Эти портреты никогда не покидают тронного зала королевского дворца, но ради выставки в Москве было сделано исключение из правил. В связи с этим на вернисаже планируется присутствие Его Королевского Высочества принца Йокима Датского.
Специально к выставке издан альбом, подготовленный сотрудниками Третьяковской галереи.
Пресс-показ 13 сентября в 14.00
вернисаж 13 сентября в 16.00
Инженерный корпус, Лаврушинский, 12
Выставка открыта с 14 сентября по 21 октября 2007
12.09.2007, 09:28