Кино
Первый после бога
Советские подводники времён Великой Отечественной войны не были и раньше обделены вниманием кинематографистов, а такая картина, как «Командир счастливой «Щуки» Бориса Волчека, пользовалась широкой популярностью, сумев привлечь в 1973 году аудиторию в количестве 31 млн. человек. По нынешним временам - немыслимые цифры! Даже нынешний суперрекордсмен «9 рота» об участниках войны в Афганистане едва ли превзойдёт семимиллионный рубеж посещаемости. Но несомненный патриотический подъём современных российских зрителей, кстати, неплохо смотревших в прошлом году ленту «72 метра» о сегодняшних подводниках, может быть, окажет поддержку «Первому после Бога» - фильму честному и человечному, хотя и не лишённому некоторых просчётов, прежде всего на уровне сценария.
Действие происходит осенью 1944 года на освобождённой территории Финляндии, где базируются советские подводные лодки. Туда приезжает юная Танька, которая пережила блокаду в Ленинграде, а теперь направлена на выгодную во всех смыслах работу подавальщицы в офицерской столовой. К собственному несчастью, наивно и не смея даже признаться в этом, она влюбляется в удачливого капитана Александра Маринина, являющегося грозой для немецких транспортов. Однако сам Маринин, который ещё при поступлении в военно-морское училище скрыл своё дворянское происхождение, находится под пристальным наблюдением энкавэдэшников, особенно после того, как закрутил роман с красоткой-шведкой, владелицей местного отеля.
Сюжетная линия мечтательной девчушки, для которой этот мужественный и благородный герой, пользующийся не только успехом у женщин, но и вызывающий восхищение подчинённых, а также уважение непосредственного начальства, должна была бы как раз приблизить легендарного персонажа (ведь в нём угадываются черты и поступки нескольких прославленных военных подводников, включая Александра Маринеско) к нынешней молодой публике. Но рассказ от имени Таньки, смотрящей на происходящее своими глазами, не прописан внятно и толково, к тому же перепутываясь с другими повествовательными мотивами, среди которых довольно надуманным представляется сценарный ход с поиском Марининым старшего брата-колчаковца, якобы выжившего в 20-е годы и перебравшегося за границу.
Не случайно, что наиболее удачными и практически не вызывающими критических возражений кажутся коллективные сцены - на берегу или в море, когда герои действуют вместе и заодно, будь то пьяная гулянка после успешного похода против немецких кораблей или же новая подводная операция, в которой выживут далеко не все. В «Первом после Бога» схвачен и передан на экране некий «дух команды», поневоле сплотивший и тех, кто работал (подчас преодолевая неимоверные трудности) над картиной, которая проникнута искренней и незаёмной любовью к людям, воевавшим не за страх, а за совесть.
Режиссер: Василий Чигинский
Актеры: Владимир Гостюхин, Дмитрий Орлов, Нина Русланова
СINEMA.km.ru
04.01.2006, 18:12