Кино
Картиной открытия ММКФ станет фильм Павла Лунгина "Царь"
Первый российский показ фильма "Царь" Павла Лунгина прошел вчера в преддверии Московского международного кинофестиваля. Его зрителями стали журналисты, а уже сегодня ленту увидят гости и участники церемонии открытия кинофорума. Роль Митрополита Филиппа в этой картине сыграл Олег Янковский, для которого эта роль стала последней в кино.
Кадр из фильма "Царь" |
---|
Накануне открытия Московского Международного кинофестиваля состоялся пресс-показ фильма режиссера Павла Лунгина "Царь". Этот фильм - одна из самых громких российских кинопремьер года.
Фильм Павла Лунгина открывает Московский международный кинофестиваль, а его режиссер утвержден Никитой Михалковым на должность главы фестивального жюри, сообщает "Радио Свобода". В этом выборе, безусловно, содержится некое послание городу и миру: каково ныне Московское царство, его правители и его герои?
Мы знаем Ивана Грозного как мрачного гения Эйзенштейна в исполнении Александра Черкасова и комического персонажа Гайдая в исполнении Юрия Яковлева. Новый Иван Грозный в исполнении Петра Мамонова совмещает оба качества – это находящийся в иррациональном состоянии сознания клоун-убийца. Его злой воле противостоит митрополит Филипп - это последняя роль Олега Янковского, и в экранном образе воплощена вся харизма актера. Филипп не только духовен, он рационален, у него ясный ум, он архитектор и инженер. "Лучше строить мельницы, чем виселицы", - отвечает он на первую просьбу царя стать митрополитом.
По версии Павла Лунгина и автора сценария Алексея Иванова, являющегося автором псевдоисторических саг "Сердце Пармы" и "Золото бунта", Россия XVI века погружена в пучину зла и беззакония, где простой народ – агрессивное быдло, пытки и кровавые казни – обычное явление, опричнина и молодая царица – настоящие животные. Иван Грозный замаливает свои и общие грехи и обращается к Господу чаще, чем занимается государственными делами. Он ими почти и не занимается, находясь в бесконечной паранойе по поводу заговоров против него лично.
Допросы у Малюты Скуратова и площадные казни сняты с чудовищным натурализмом, логика палачей напоминает сталинские застенки. Тиран – это болезнь, утверждают авторы. Патологии, звериного начала много в этом фильме, вплоть до карикатуры. В нем есть почти прямая цитата из фильма польского режиссера Ежи Кавалеровича "Камо грядеши": убийство мучеников на арене - метафора языческого Рима и Третьего Рима, Московского царства.
Автора можно было бы обвинить в русофобии, если бы не торжество православия в лице митрополита Филиппа. Сначала он пытается спасти опальных князей от царской расправы, однако за строптивость становится жертвой немилости Грозного и заточается в монастырь. Там он обретает несомненные признаки святости – с него падают оковы, митрополит исцеляет слепого и в подробностях предсказывает собственную смерть.
Церковь, где монахи укрывают тело митрополита, подожжена опричниками. В финальной сцене царь Иван сидит один и спрашивает: "Где мой народ?" Народ безмолвствует, он не вышел на царский праздник в знак протеста против убийства Филиппа.
Если коротко сказать о морали фильма "Царь", то она такова: мы, русские, признаем свои исторические ошибки, мы осуждаем тиранию, и у нас есть выход: светская власть должна быть подчинена власти духовной. Трижды в фильме повторяется диалог царя и митрополита: чья власть важнее – Божия или царская?
Фильм в Каннах был принят вяло: что тирания плоха, это ясно всем. Но то, что победа религиозного сознания есть единственный выход в борьбе с тиранией и любым злом – это российский эксклюзив, предложенный Лунгиным еще в кинофильме "Остров".
19.06.2009, 09:35