Кино
"Морфий": новый шедевр Алексея Балабанова
Новый российский фильм "Морфий" вышел на экраны страны. Картина снята по циклу рассказов Михаила Булгакова "Записки юного врача", режиссером-постановщиком выступил Алексей Балабанов, использовавший сценарий Сергея Бодрова-младшего. В Москве картину можно увидеть в более чем 20 кинотеатрах. Картина "Морфий" - 12-я работа режиссера. И по его же признанию, фильм стал для него чем-то новым в его творчестве.
Леонид Бичевин |
---|
На российские экраны вышел фильм "Морфий". Трагическая гибель в ущелье Кармадона не позволила Сергею Бодрову-младшему воплотить свой сценарий по автобиографическому циклу рассказов Михаила Булгакова "Записки юного врача". За дело взялся Алексей Балабанов.
1917 год. После Февральской революции в сельскую больницу приезжает выпускник медицинского факультета Московского университета Михаил Алексеевич Поляков. Ему помогает скромный персонал - фельдшер и две акушерки. К единственному врачу в округе идут селяне с переломами, язвами, дифтеритом... На экране много разнообразной кровавости, которую сам Михаил Афанасьевич подробно описал: ампутация ноги юной девушки, роды с осложнениями, трахеотомия... Разбитые головы, раздробленные кости, стоны, вопли, хрипы, корчи, медленные мучительные смерти... Правда, для современного зрителя нет тайны в том, как изготавливаются муляжи окровавленных ошметков и актеров поливают томатной пастой. Терять сознание от искусной работы гримеров и художников-постановщиков уже не получается.
Аттракционы врачебной практики в "Морфии" переплетены с беготней юного врача в поисках справочной литературы, чаепитиями с персоналом и любовными томлениями. Сначала под манерный голос Вертинского (фильм вообще перенасыщен бесконечным граммофонным шансоном) Михаил Алексеевич вспоминает свою возлюбленную - оперную певицу (у Булгакова врач Поляков слушал арию Амнерис из "Аиды"). Однако сельские будни постепенно отодвигают в прошлое жизнь в Москве. Особенно когда появляется воплощение декаданса - Екатерина Карловна Шеффер, для которой осмотр на гинекологическом кресле сродни походу в театр. Зрителю предоставляется возможность увидеть и секс в туалете, и минет в больничном коридоре. До начала съемок были разговоры, что в роли Шеффер выступит Рената Литвинова, но она отказалась, и госпожу декадентшу сыграла сербская актриса Катарина Радивоевич.
Вторая возлюбленная Полякова, преданная до самопожертвования сестра милосердия Анна Николаевна (Ингеборга Дапкунайте), - на мой взгляд, единственный вызывающий сочувствие персонаж. Поляков (Леонид Бичевин), честно говоря, на героя Булгакова похож мало - робкий, заикающийся. Даже удивляет круговорот возле Полякова обнаженных дамских тел... А с другой стороны, не надо долго объяснять, почему доктор стал морфинистом. Ясно, что с такой конституцией вынести пытку жизни без анестетиков он не может. Вьюги, волки, непроходимая крестьянская темнота - лекарством от этого становится морфий, а к собранию напастей добавляется еще и наркотическая ломка. Доктора Полякова все время тошнит - на глазах у подавленной публики. Как будто перед нами буквальная экранизация анекдота про человека, которого "рвало на родину"...
Однажды, заплутав в ночи и снегах, Поляков знакомится с местным помещиком Василием Осиповичем Соборевским (кажется, Сергей Гармаш впервые играет "его превосходительство"). Не ищите этого персонажа в рассказах Булгакова. Помещик введен авторами, чтобы соединить зверство крестьян (они сожгли поместье барина) и личное падение Полякова. Философ-помещик, который смеялся над революцией и не верил, что это надолго, а также его дочь, очаровательно певшая "Кокаинеточку", умирают на операционном столе. Потому что в трагический момент в больнице не оказалось морфия, пишут "Известия".
Благодаря художникам-постановщикам Насте Каримуллиной и Павлу Пархоменко и оператору Александру Симонову изображение выглядит словно ожившая фотография начала века. Каждый эпизод начинается изящными, по необходимости с использованием "Ъ", титрами, напоминающими о "немом периоде" кинематографа. С другой стороны, титры снижают эмоциональное восприятие и тормозят ритм картины. 112 минут длятся, кажется, бесконечно. К тому же на экране перманентная темнота - как будто в 1917-м на Россию опустилась полярная ночь.
Во второй части фильма соло получает фельдшер Лев Аронович Горенбург (Юрий Герцман). Член РСДРП, к финалу он уже предводитель местных революционеров, попутно - при помощи нагана - добывающий морфий для Анны Николаевны. Пользуется, подлюка, зависимостью красивой женщины... По улицам бродит тупое и страшное революционное быдло, под руководством коварных комиссаров-инородцев, которым удалось обмануть темный русский народ. Больная интеллигенция сопротивляться не может, может только покончить с собой - желательно прямо в кинотеатре. Что и сделал у Балабанова доктор Поляков.
28.11.2008, 09:00